1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (478) за 30.11.99

С ТАКОЙ ВИЗИТКОЙ МОЖНО ДАЖЕ В ТАКСИ ЕЗДИТЬ БЕСПЛАТНО!

"С Нового года проезд в маршрутках подорожает", -- шепотом напугал меня руководитель одной из крупных компаний-перевозчиков.

Признание это прозвучало во время обсуждения столичными транспортниками и представителями городских властей Концепции госрегулирования внутренних автотранспортных пассажирских перевозок. Однако в точности такого прогноза я усомнилась после выступления начальника управления транспорта Киевской горгосадминистрации Ивана Салия, заявившего, что в ближайшее время цены на проезд расти не будут. А у нас, несмотря на вроде бы установившиеся рыночные отношения, обычно случается так, как говорит чиновник.

Дело в том, что именно местная власть выступает заказчиком транспортных услуг и подписывает с перевозчиками договор, обусловливая маршруты и тарифы. Не хочешь возить за 50 коп. -- не вози: на твое место найдется более сговорчивый конкурент. Как признался сам г-н Салий, "регулирование сегодня мало отражает существование на рынке разных форм собственности".

По идее, убытки частных перевозчиков, связанные с социальными программами -- низкие тарифы, бесплатный проезд льготников и т.д. -- власти должны компенсировать. На деле возмещается лишь очень незначительная их часть. К примеру, в этом году на компенсации из городской казны было выделено всего 48 млн. грн. -- и денег больше нет. В то же время рост цен на бензин и падение курса гривни нередко сводит рентабельность перевозок к нулю, оставляя деньги лишь на закупку топлива и зарплату водителям. А ведь нужно еще ремонтировать технику, обновлять подвижной состав, выплачивать взятые на закупку транспорта кредиты или проценты по лизингу.

Поэтому частные перевозчики попытались заставить власти вникнуть в их проблемы и учесть их при выработке упомянутой концепции. И власти вникли, а вот какие выводы сделают -- пока неизвестно. К примеру, просят частники отменить плату за участие в конкурсах, но какой же местный бюджет откажется от лишней копейки? Нельзя отпускать в свободное плавание и тарифы: муниципальных автобусов-трамваев не хватает, и если поездка в маршрутном такси станет для горожан непозволительной роскошью, транспортная проблема обрушится на мегаполисы подобно цунами.

Еще один "больной" вопрос, обсуждавшийся на совещании -- таксометры, которыми с нового года должны быть оснащены все маршрутки. Против такого нововведения транспортники выступают дружными рядами. Причин несколько. Во-первых, у нас нет нужного количества таких приборов, а те, что есть -- громоздкие и дорогие (от 250 грн.). Во-вторых, их установка добавит водителям массу проблем: 100--150 раз за день -- именно столько пассажиров перевозит каждая маршрутка -- им придется "выбивать" на аппарате необходимую сумму, нередко делая это прямо на ходу, рискуя создать аварийную ситуацию. Уже не говоря о довольно сомнительном экономическом эффекте: как подметил Иван Салий, "у нас что ни ставь -- народ делает свое дело!"

P.S. На неофициальной части мероприятия я получила косвенное подтверждение тезиса о все еще громадной власти чиновников. В ходе беседы с неким влиятельным лицом из горгосадминистрации, для закрепления знакомства, я получила от него визитку. "По ней вы сможете ездить в любом городском транспорте, даже в такси, бесплатно", -- с улыбкой пояснил мне собеседник. Это, наверное, шутка. А если попробовать?..