1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №223 (478) за 30.11.99

ПРАКТИКА В ГЕРМАНИИ: БЕРЕГИСЬ ЗЛОГО ФЕРМЕРА

У многих словосочетание "сельское хозяйство" справедливо ассоциируется с адским, беспробудным трудом, денежной безнадегой и сатрапом-председателем. Только и слышишь, что нет урожая, солярки, "...последний трактор "гавкнулся", а пахать придется на коровах. Впрочем, встречаются села, где иногда колхозники даже получают зарплату и есть асфальтированная дорога. Что же касается основной массы фермерских и коллективных хозяйств, то их положение трудно даже назвать стабильным. Может, имеет смысл заглянуть к соседу через плетень -- а вдруг там увидишь что-нибудь толковое и научишься хозяйствовать в собственном доме.

До сих пор большинство считает это дело зазорным. Учиться у Запада? Как-то неудобно -- восемьдесят лет мы только тем и занимались, что костерили по чем зря его политику, экономику и сельское хозяйство. Но вот Государственная агроэкологическая академия Украины, расположенная в Житомире, решила плюнуть на все предрассудки и создать Центр международных связей при академии, который и будет заниматься вопросами обучения студентов-аграриев за границей. Только в 1998--1999 годах центр отправил на практику в страны Европы и США более 130 студентов.

-- Студенты проходят практику в фермерских хозяйствах, -- рассказывает руководитель центра Елена Шуткевич. -- Два раза в неделю они ходят на занятия в специализированные сельскохозяйственные учебные заведения. В Ганновере, например, наши студенты проходят обучение в "Школе сельскохозяйственной техники", которая существует при Ганноверском университете. Данные программы финансируются государственными организациями. Впрочем, не так много они и оплачивают -- загранпаспорта и визы. Питание и проживание же ложится на плечи фермера, у которого наш студент стажируется.

-- А если точнее, бесплатно работает. Ведь вашим студентам, насколько я понимаю, платят только "карманные деньги".

-- Проезд, визы, обучение в учебных заведениях -- это тоже не дешевое удовольствие, -- продолжает Елена Васильевна. -- А если студенты работают сверх нормы, то это личное дело фермера -- заплатить им или нет.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ И УМЕТЬ ДОИТЬ КОРОВУ

К пожелавшим отчалить за границу студентам существует перечень требований. Во-первых, он должен на разговорном уровне владеть иностранным языком. Если это Германия, то должны знать и грамматику, так как пишут отчеты и документацию. Так же и во Франции -- в конце практики студент защищает свой отчет на французском языке. Во-вторых, двоечник в загранпоездку не поедет -- средний бал должен быть 4,5. В-третьих, студент должен иметь водительские права, так как придется работать на уборочной технике. Он должен уметь подоить корову. И еще одно важное условие -- нормальное здоровье.

Нельзя сказать, что процесс обучения происходит гладко -- иногда возникают мелкие, но все же трудноразрешимые проблемы. Во Франции, например, нашим ребятам не выдавали карманных денег. Хорошо, что хоть кормили.

-- Будучи во Франции, мы разговорились с директором программы, и они даже вынуждены был извиниться перед нами за одну из семей своих соотечественников, где жила наша студентка. Глава семьи ее так... ударил, что у девочки посинела рука и ей вынуждены были оказывать медицинскую помощь, -- сетует Елена Васильевна. -- В Германии наших студентов очень не любили. И не потому, что они плохие или тупые. Нет, ребята неглупые, воспитанные да и работали хорошо, даже больше установленной договором временной ежедневной нормы. Многие немецкие фермеры любили частенько исподтишка, но досадить нашему студенту. Зовет его к себе через огромное поле для того, чтобы мелочь какую-то сказать.

НАМ БЫ ИХ ПРОБЛЕМЫ

-- Елена Васильевна, чем же все-таки отличается сельское хозяйство Запада от нашего?

-- Видите ли, фермер полностью поддерживается государством, и поддержка эта выражается буквально во всем: в деньгах, в законах, льготах и другой всевозможной помощи. У них другие проблемы. Например, перепроизводство. Там государство полностью контролирует экологическую обстановку, состояние почв. У фермера есть определенные квоты. В Германии, например, 15% почв в любом фермерском хозяйстве должно находится под парами (то есть, земля отдыхает и удобряется). Но стоимость продукции, которую могли бы вырастить на этом участке земли, возмещает фермеру государство.

Если молодой фермер решил заняться фермерским хозяйством, государство бесплатно ему выделяет трактор, иные сельскохозяйственные машины. У них нет проблем с реализацией своей продукции. В начале сезонного сельскохозяйственного года фермер заключает договор с государством о реализации продукции, и больше ему беспокоиться не о чем.

-- Все же, какая польза от этих поездок для наших студентов?

-- Нам нужно поднимать сельское хозяйство. Ведь посмотрите -- насколько в Европе оно эффективней, насколько рациональнее организован труд фермера -- начиная от подачи кормов и заканчивая бухгалтерскими отчетами... Очень многие наработки студенты привозят из-за границы в свои КСП и пытаются что-то изменить в родном апатичном колхозе. Им удивляются, списывают все на юношеский энтузиазм, но у ребят просто меняется тип мышления, они хотят жить хорошо и зарабатывать свои деньги честно.