1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №224 (479) за 01.12.99

"А ПАМЯТЬ-ТО У ВАС ТАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!"

Вечером в мою квартиру зашел мужчина с двумя огромными чемоданами и кульком под мышкой. "Это книги", -- "успокоил" меня собеседник. Разочарованно подумала, что пару часов нудных лекций мне обеспечены, а мой гость невозмутимо, даже с азартом, принялся раскладывать свои трофеи. Когда на немаленьких размеров диване не осталось ни одного свободного места, он с явной обидой сказал: "Вот сколько написано о методике, которая до сих пор остается многим неизвестной". Затем из полупустого чемодана появились открытки. Перетасовав как карты красочные картинки, Евгений Всеволодович торжественно произнес: "А теперь мы будем... играть!" "Ничего, полчаса этого чудачества я выдержу, -- успокаивала я себя. -- А там муж вернется с работы, дочка попросится спать... Завтра же я об этом визите забуду, как о кошмарном сне".

Ничего не вышло! Уже и муж давно пришел, и дочка десятый раз пересмотрела один и тот же мультик, а мы продолжали играть. Увиденное и услышанное увлекло настолько, что даже не заметила как пролетели несколько часов. Впервые присутствовала на уроке, на котором специально ничему не учат, но все необходимое запоминаешь с ходу. Признаюсь честно: мне было жутко интересно.

"ВЫ ПОСТОЙТЕ, А МЫ С БЫКОМ ПОТАНЦУЕМ"

Скажем, мой учитель показывает нарисованный бокал и, прищурив глаза, тихонько рассказывает: " Представьте себе, в нем сидит огромный апельсин. Это же наша фантазия: что хотим, то и делаем. А теперь он пытается выбраться из бокала, упирается ручонками. Возьмем следующую картинку..." Дальше была реклама шикарного авто. Но, по словам Евгения Всеволодовича, в двигателе машины жили синицы. Их мы, конечно, не видели, но представить не составляло труда. Потом -- картинка из сказки о Золушке. Юная Синдерелла, улыбаясь, смотрит на Принца. "А неподалеку стоит Бык, -- продолжал мой собеседник (На рисунке он естественно и не пробегал --Авт.), -- Золушке приятнее танцевать с ним, потому и говорит Принцу: "Вы постойте, а мы с Быком потанцуем"... После двадцатой истории Евгений Всеволодович попросил перечислить по порядку все предметы, которых на открытках не было. Я ни разу не ошиблась. Мой учитель ликовал, а я, ерзая на стуле, начала уже было думать о гипнозе и даже волшебстве.

"Весь фокус в том, -- развеял мое беспокойство Евгений Всеволодович, -- что вы запоминаете слова с помощью своей фантазии. Психологи считают, что в монотонно звучащем потоке информации человек запоминает всего около семи слов. На моих занятиях некоторые выпускники без запинки повторяют, сохраняя последовательность, до ста слов. И все потому, что окрашивают их своим воображением".

ДИАГНОЗ -- "ЭЙДЕТИЗМ"

Зарубежные специалисты еще в конце прошлого века установили, что всю информацию дети сначала представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали "эйдетизмом", то бишь -- образность, представление. А один из наших соотечественников, тридцать лет исследуя человеческую память, так и не смог обнаружить ее границ. Позже в лаборатории резервных возможностей человека Всесоюзного института физкультуры в прошлом профессиональный спортсмен Игорь Матюгин начал разрабатывать методику под названием "эйдетика", поначалу как метод ярких представлений, которые помогают спортсменам освоить свою специализацию быстрее, чем все остальные. С тех пор появился целый раздел прикладной психологии, который занимается проблемами памяти.

Мой собеседник, Евгений Антощук, всю жизнь был очень далек от психологии вообще и от эйдетики, в частности. Закончив техникум электроники, а позже КПИ, он много лет трудился на заводе "Арсенал" регулировщиком радиоаппаратуры. Но однажды все бросил и уехал учиться в Москву, к Матюгину. По возвращении в Киев долго сомневался в себе. Но когда собрал первую группу из детей соседей и друзей и увидел, как работает методика, больше ни одной смены на заводе не работал. И вот уже десять лет ничем другим не занимается. Когда в Москве начали выпускать учебные пособия по эйдетике, в Киеве не было ни одной школы или детского садика, куда бы не обратился Евгений Всеволодович с предложением подписаться на литературу. За пару месяцев он собрал полторы тысячи подписчиков. Параллельно читал бесплатные лекции по всей Украине. И пусть даже в сельском клубе собирались семь учителей и несколько детей -- он никогда не отказывал.

ПРИКАЗАНО ВЫУЧИТЬ!

"Бывает, когда спрашиваю учителей, что они делают для того, чтобы ребенку было интересно учиться, те недоуменно пожимают плечами, -- возмущается Евгений Всеволодович. -- А на кафедре психологии одного из военных вузов мне вообще ответили: "Зачем им память развивать. Приказал, и так выучат".

Евгений Всеволодович со своими учениками просто играет и в результате демонстрирует, какая замечательная у его воспитанников память. Ведь, по мнению психологов, ребенок, приходя в первый класс, уже владеет 70 процентами информации, которая вообще ему пригодится в жизни. При этом ни на секунду специально ничего не запоминает. Когда к Антощуку родители приводят ребенка с жалобами на плохую память, он обычно предлагает пересказать предложенный текст. Оказывается, мальчик действительно ничего не помнит. Тогда учитель идет другим путем. Какой вчера фильм смотрел? Помнит. Когда начался? Отвечает с точностью до минут. А о чем картина? Рассказывает в мельчайших деталях. "Проблема не в памяти, -- торжественно заключает Евгений Антощук. -- Речь идет о том, как ее применять. В школе учителя не перестают повторять: учись! Чем больше потеешь, тем больше умеешь. А ребенок не понимает, почему до семи лет он не напрягаясь запоминал столько, что представить страшно?"

Как-то раз на занятиях Евгения Всеволодовича один мальчик долго не мог понять, что означает слово "слюнявчик". Мама, покраснев, начала что-то путано объяснять. А после уроков призналась учителю, что взяла своего сына из детского дома. Прощаясь, мама поведала, что до сих пор все окружающие, включая учителей, считали ее сына неполноценным. И она сама даже начинала в это верить... После десятка уроков мальчик начал демонстрировать блестящие результаты. "Когда она однажды, придя ко мне, расплакалась от радости, -- продолжает Евгений Всеволодович, -- я понял, что ради этих минут мне стоит работать".

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Своим ученикам Евгений Всеволодович не запрещает ничего, кроме как фантазировать с отрицательными эмоциями. А еще он любит повторять: "Заставить человека стать творческой личностью невозможно. А вот помочь переродиться -- очень просто".