1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (482) за 04.12.99

КИРКОРОВ ПОЕТ В ЗАЛЕ ПОД ФОНОГРАММУ, А МЫ -- НА УЛИЦЕ И ВЖИВУЮ

Уличные музыканты появились в столице в конце восьмидесятых. Сегодня же человек со скрипкой или аккордеоном в руках и открытым футляром "для пожертвований" уже не диковинка для прохожих.

Посвятив день прослушиванию уличной музыки, можно заметить, что, во-первых, все без исключения музыканты не прочь пообщаться с прохожими во время "антракта". Во-вторых, их условно можно разделить на несколько "видов": одни (в основном, пенсионеры) просто зарабатывают деньги; другие относят себя к талантливым и подающим недюжинные надежды, а заработок для гениев, как известно, не главное; третьи уже достигли популярности и, как бы невзначай, даже продают свои кассеты.

КАК ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ?

Немало ансамблей, исполнители в которых -- дипломированные специалисты, а то и преподаватели музыкальных учебных заведений. "Подземка" -- не основной их заработок. Многие играют на свадьбах, банкетах, презентациях, даже похоронах. Репертуар соответствующий, а вот уличные "клиенты" заказывают все -- от "Мурки" до концертов Вивальди. Цена колеблется, но строго не регламентируется. Сам видел, как за 50 гривен уличный квартет трижды играл для подвыпившего интеллигента один и тот же отрывок из "Сказок Венского леса".

-- Одним из первых, кто вышел на улицы Киева, стал квинтет "Наполеон", -- рассказал мне творческий руководитель квартета "Слобода" Михаил Суд. -- Интеллигенты с университетским образованием заиграли классику для разнообразной киевской публики. По этому пути сегодня пошли многие, и "Слобода" не исключение. Для таких музыкантов выход на улицу -- ни много ни мало -- способ заявить о себе. Как тут не вспомнить кнопочного аккордеониста Игоря Завадского, раньше игравшего в "подземке". Сегодня он -- лауреат многочисленных европейских конкурсов. Вы говорите, что можно на всю жизнь остаться уличным музыкантом? Но в этом нет ничего плохого. Порой великие таланты возвращаются на улицу, где их знают, помнят, любят. Во всем мире так. В Германии или Франции, например, играя на улице, можно даже встретить хорошего продюсера, записать кассету, найти постоянную работу.

"АРЕПИПА МАМБА" -- НЕ РУГАТЕЛЬСТВО

Молодые ребята в прикольном "прикиде", играющие по выходным на главной улице столицы, хорошо знакомы киевлянам. Шутка ли -- пять лет "уличного стажа"! Как только их не называли прохожие -- и чилийцами, и бразильцами, и перуанцами. О них ходят даже легенды и слухи. Например, что эти ребята, поработав некоторое время на улице и скопив определенную сумму на дорогу, отправляют одного из своих коллег на родину, потом другого... На самом деле музыканты собирали деньги, чтобы записать свой компакт-диск и кассету. Участники этого колоритного коллектива -- студенты и аспиранты столичных вузов. Именуют себя "Арепипа Мамба". Это не ругательство -- прямой перевод означает "Мы из Арепипы". Кочевой ансамбль начинал свою "концертную деятельность" именно в Киеве, потом объехал с концертами всю Украину, Западную Европу, побывал даже в Японии. Но вернулся на киевские улицы. "Очень нравятся украинские девушки", -- шутят сами музыканты. А если серьезно -- им хочется, чтобы киевляне побольше узнали о Перу.

"ФАЛЬШИВИШЬ, ПАРНИША"

На Андреевском спуске, кстати, на латиноамериканских инструментах (один из которых -- маримба, в переводе "звучащее дерево"), играют два украинских музыканта. Участники дуэта "Твикс", Леонид и Юрий, залихватски выбивают из досочек (поразительно похожих на паркет) заводную "Сиртаки". На вопрос: почему они вышли на улицу, ребята ответили просто: "Сидя дома, популярным не станешь".

Кстати, даже великому Николо Паганини (когда он еще был маленьким) приходилось "подыгрывать" на улице. Наблюдая за одним из киевских Паганини, увидел, как подвыпивший парень дал ему подзатыльник, добавив: "Фальшивишь, парниша". Мальчик сделал несколько шагов назад и минут пять стоял с опущенным инструментом. Познакомились. Демьяну девять лет, учится в музыкальной школе, говорит, что его скрипка кормит семью. А вот двенадцатилетнюю виолончелистку Оксану на улицу посылает мама, и девочка усердно исполняет "задание". Боясь, что ее узнают одноклассники, перебралась в центр города, подальше от дома.

БЕНЕФИС

-- Когда-то на сцене мы были принцессами, -- говорят Жанна Шивелева и Алла Коваленко, бывшие солистки Закавказского ансамбля песни и пляски. -- Здесь, в переходе, чувствуем себя золушками. До 1992 года мы жили в Тбилиси. Когда из ансамбля всех украинцев и россиян вытурили, мы переехали в Киев -- на родину. Если бы кто-то сказал раньше, что придется петь в переходе -- не поверили бы...

Женщины надеются, что вскоре откроются многочисленные киевские дома культуры, которые сейчас на замке, и у них появится нормальная работа...

Мало кто знает, что этого человека-оркестра зовут Виктор Бойко, но видели его все, кто хоть раз прогуливался центром столицы. Себя он величает УРП (украинский реактивный пенсионер).

-- Дудеть в дудку и играть на гармошке -- дело не хитрое, каждый сможет. Я же -- долгожитель, в "трубе" (подземном переходе на Майдане Независимости -- Авт.) скоро отмечу десять лет "творческой деятельности". На "бенефис" можно Леонтьева пригласить, мы с ним в Славутиче вместе выступали. Правда, он в концертном зале и под фонограмму, а я на улице и вживую. (Хохочет.) Почему я здесь? Люблю с людьми общаться, играю им от души, но деньги мне тоже нужны -- надо же подарки детям покупать. На 54 году жизни Бог послал мне "киндер-сюрприз", кстати, уже четвертый. Доченька -- просто солнышко, такая красавица! (Музыкант долго ищет ее фото.) О большой сцене не мечтаю -- сильно в глаза рампа светит. Я лучше здесь поиграю, если вы не против, -- с улыбкой заключил дед, расправляя казацкие усы.