1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №228 (483) за 07.12.99

МИНОРНОЕ СОЛО ГАЗОВОЙ ТРУБЫ

Очередное заседание медиа-клуба Торгового дома "Газ Украины" было окрашено сумрачными тонами. Тревожное настроение руководителей нефтегазового сектора передалось и журналистам, старавшимся выяснить, на каком основании и по какому праву отрасль, от которой напрямую зависит экономическая безопасность страны, обречена на заклание.

Игорь Диденко, первый зампредседателя правления Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины", назвал фантастические показатели предполагаемого участия компании в формировании госбюджета--2000. Если в нынешнем году отчисления предприятий нефтегазового комплекса должны были сформировать 20--22% доходов госбюджета, общий объем которого -- немногим больше 20 млрд., то в проекте главного финансового документа на будущий год отрасли отводится куда более "почетная" роль: сформировать 30% украинской казны, которая к тому же, по расчетам парламентского бюджетного комитета, должна увеличиться до 41 млрд. грн.

-- Как экономист, я не мог голосовать за такой проект бюджета, -- комментирует народный депутат Виктор Пинзеник. -- Я бы предложил золотой памятник поставить тому, кто увеличил бы доходы бюджета вдвое. Но как наша экономика, которая, к сожалению, пока не имеет шансов на подъем, вдруг в полтора раза увеличит доходы, как предполагают разработчики этого законопроекта? Это чудо, которого история не знает -- если, конечно, не говорить об украинском варианте чуда, когда доходная часть увеличивалась за счет печатания новых денег. Но я надеюсь, что к этому дикарскому способу мы уже не вернемся. Что касается запланированного резкого увеличения поступлений в бюджет от нефтегазовой отрасли -- откуда они возьмутся, если потребители не платят за использованные энергоносители? В этом трагедия экономики, и эту проблему нужно прежде всего решать. А если просто "ударить" стратегическую отрасль новыми налогами, мы ее погубим, "зато" будем иметь колоссальные доходы -- но лишь на бумаге. Ведь нельзя взять с экономики больше, чем она может дать.

Нельзя, а если очень хочется? Можно попробовать. В нынешнем году НАК "Нефтегаз Украины" должен уплатить в бюджет 10,7 млрд. грн. -- в 2,5 раза больше, чем в прошлом. Аппетит, как говорится, приходит вовремя -- но вот деньги опять задерживаются: например, уровень проплат бюджетов всех уровней за использованный газ с начала года не превышает 49%. При этом реальный механизм погашения многомиллиардной задолженности потребителей за газ до сих пор не разработан. Как следствие, задолженность компании перед госбюджетом на 1 января 2000 г., по оценкам экспертов, составит 4,4 млрд. грн. В ситуации, когда все должны всем, тотальными отключениями неплательщиков (главный из них -- Минэнерго, на предприятиях которого, кстати, недавняя проверка Госслужбы борьбы с экономическими преступлениями выявила 1112 таковых преступлений) можно добиться одного: окончательно разрушить сложившиеся технологические цепочки, ввести в организм экономики смертельную инъекцию. В НАК это понимают и не машут шашкой направо и налево, снимая повинные головы. Но почему это не спешат понять в парламенте и правительстве?

Между тем в следующем году, согласно предложениям бюджетного комитета ВР, платежи нефтегазовой отрасли в казну, с учетом бюджетной задолженности, должны достичь фантастической суммы в 13,3 млрд. грн., в том числе и за счет новых налогов, что противоречит действующему законодательству. Правительство несколько скромнее и готово ограничиться 9,9 млрд. грн. "По существу, в эту цифру включены и долги, и недопланированные в бюджете суммы, -- говорит Николай Сивульский, консультант парламентского бюджетного комитета (кстати, в прошлом -- замминистра финансов, так что с "цифрами" у Николая Ивановича все в порядке). -- Но "недопланированные" суммы -- это значит, что налоговики будут требовать их уплаты, т.е., мы фактически планируем недоимки в 2000 году, которые, в свою очередь, приведут к штрафным санкциям и дальнейшему ухудшению положения".

Специалисты НАК произвели альтернативные расчеты и пришли к выводу, что реально нефтегазовый сектор в состоянии перечислить в казну в будущем году 4,4 млрд. грн. Такое уменьшение налогового пресса позволит отрасли развивать добычу и поддерживать в нормальном техническом состоянии магистральные трубопроводы, за счет транзита по которым российского экспортного газа Украина удовлетворяет почти половину своих потребностей в этом энергоносителе.

Каковы шансы на победу здравого смысла при утверждении соответствующих статей бюджета? "Я думаю, 50 на 50", -- считает г-н Диденко. Впрочем, парламент уже начал делать первые шаги навстречу, в прошлую пятницу приняв в первом чтении законопроект, которым нулевая ставка НДС на операции с энергоносителями пролонгируется на 2000 год. Поддержит ли правительство стратегическую отрасль?