1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (487) за 11.12.99

ЕСЛИ ВРАЧ ЗА КУЛИСАМИ -- ЗНАЧИТ СПЕКТАКЛЬ СОСТОИТСЯ

Сколько яиц выпила героиня замечательной советской комедии "Веселые ребята", мечтавшая стать певицей! Но петь лучше не стала... А вот тем, кому голос Бог дал, коктейль из смеси обычных растительных масел с желтком, выпитый в антракте, помогает быть в голосе. Можно и коньячку немножко добавить.

В ОПЕРЕ ПОД "ФАНЕРУ" НЕ ПОЮТ

Беречь и лелеять драгоценные голоса певцам Национальной оперы помогают врачи-фониатры. Это их повседневная забота.

-- У нас были певцы, которые считали: перед спектаклем нужно обязательно чуть-чуть выпить. Тогда усиливается кровообращение, голос становится звонче и, может быть, даже чище, -- рассказывает фониатр Людмила Андрусенко. -- А вот стимуляторами пользоваться очень рискованно, можно потерять голос. Это ведь не эстрадные певцы, которые могут и под "фанеру" спеть, и просто говорить в микрофон, а зал все равно будет бушевать от восторга.

Иногда фониатру приходится работать и психотерапевтом. Был в оперном прекрасный бас -- Александр Загребельный. Во время пения он непременно должен был видеть врача, иначе очень волновался. Людмила Андрусенко стояла за кулисами и время от времени показывала ему большой палец: "Во!" А потом говорила: "Саша, мы с тобой вдвоем
спели".

-- Когда Ольга Микитенко выступала вместе с Хосе Каррерасом, она была не совсем здорова, -- продолжает врач. -- И на том концерте я тоже стояла за кулисами. Кстати, многие зрители открыли ее для себя именно в этом дуэте.

-- Наши врачи помогают певцам не сорвать спектакль, -- говорит солист, заслуженный артист Украины Богдан Гныдь. -- В этом году у меня было воспаление легких, и в это время надо было петь. Они прислали за мной машину с красным крестом. Я спел свою партию в "Богеме", меня послушали, посмотрели и отвезли домой.

Это, конечно, из разряда крайностей. Но сколько концертов и спектаклей спасли врачи медамбулатории Национальной оперы -- не сосчитать. Главное -- они всегда готовы это сделать. Когда на сцене идет опера, за кулисами дежурит фониатр, когда балет -- врач-ортопед и массажист. И, конечно же, медсестра. Если плохо кому-то из зрителей, скорую помощь оказывают и им. Здесь же, в амбулатории, выдают больничный, в том числе в субботу и воскресенье, что очень важно для артистов.

ГАСТРОЛИ ЗА РУБЕЖОМ -- ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД

-- Во время зарубежных гастролей я выполняю не только обязанности фониатра. Артисты там работают буквально в экстремальных условиях, -- говорит Людмила Андрусенко. -- Если здесь человек поет 2--4 партии в месяц, то там -- столько же ежедневно. И надо делать все, чтобы спектакли состоялись, чтобы не было замен.

То, чего зритель ждет, на что надеется, он, в общем, получает. Хотя жизнь есть жизнь, и был случай, как в "Бриллиантовой руке": во время прогулки скрипач споткнулся и сломал руку.

Самые тяжелые гастроли -- в Швейцарии. В этом году наши артисты были там раннней весной. До Праги ехали поездом, а потом автобусом до самого Цюриха. Каждый день -- новый город, автобусом все выше, выше, выше. И каждый день спектакль. Швейцария -- горная страна, а времени на адаптацию не было. Давление сильно повышалось даже у тех, у кого оно обычно нормальное. В антрактах все шли к врачу -- "измериться".

-- А Коля Шопша, наш солист, народный артист, сел в поезд тяжело больной гриппом. Сделать ему замену было там невозможно, спектакли ведь шли каждый день, -- рассказывает заведующая медамбулаторией, врач-терапевт Галина Дубровина. -- Да и артист артисту рознь, многие хотели послушать оперу именно с этим исполнителем. Я назначила Коле очень интенсивную терапию. Через три дня он вылечился и пел все спектакли. Правда, во время "Аиды" опасались, что он будет переживать, и режиссер попросил, чтобы я стояла за кулисами и Коля видел меня.

-- Во время гастролей в Испании, я поняла, как тяжело работать артистам в зарубежных поездках, -- говорит массажист Светлана Стаднева. -- Спектакли там принято начинать в одиннадцать вечера, а ведь у нас были "двойники" -- два спектакля подряд. Потом в автобус и в другой город. И так каждый день, не отдыхая. Как можно уставшего, рассеянного артиста выпускать на сцену?

Светлана спасала танцовщиков прямо за сценой, на декорациях для следующего акта. Здесь же переодевались, здесь вправляли подвывихи. Иногда другого места просто не было. Во время спектакля она всегда стоит за кулисами. Массажем успокаивает мышцы и нервную систему, быстренько разминает артиста -- и он опять идет на сцену. Но как бы ни было тяжело, все трудности остаются "за кадром", а зрители получали волшебное зрелище.

КАК СПАСЛИ КОНЦЕРТ ХВОРОСТОВСКОГО

Когда год назад впервые после длительного перерыва в Киев приехал Дмитрий Хворостовский, у него был запланирован один-единственный концерт. Но и он мог не состояться.

-- На репетиции Хворостовский пел сидя, -- вспоминает Галина Павловна. -- Мне сказали, что он болен, у него высокое давление -- 150 на 105.

Идет Галина Павловна после репетиции по фойе, а Хворостовский спускается сверху со своей многочисленной -- человек пятнадцать -- охраной. Чувствовал он себя все еще неважно. Тут подходит его импресарио: "Дима, отменяем все".

-- Зачем отменять? -- говорю им. -- Давайте посмотрим. Измерила ему давление -- оно уже начало падать. Сделали электрокардиограмму. Аппарат у меня здесь же, в кабинете, я сама ее и расшифровывала. Кардиограмма опасений не вызывала.

Галина Дубровина посоветовала концерт не отменять, дала певцу с собой таблетки, которые действуют 24 часа, и успокоила: завтра все будет нормально. Хворостовский записал номер ее домашнего телефона и попросил, чтобы на следующий день врач дежурила дома и пришла в театр за два часа до концерта.

-- Я пришла даже за три часа, -- продолжает Галина Павловна. -- Хворостовский сообщил, что чувствует себя хорошо, поблагодарил нас. Зашли в медпункт, измерили давление -- нормальное, 130 на 80. Он меня обнял, ну просто повис на шее. Ой, говорю, как приятно. В перерывах уже приходил в медпункт без охраны. Бежит по коридору, раскинет руки и подпрыгнет, высоко -- до потолка. А если бы я сказала: у вас плохое состояние, я вам запрещаю петь, так и не было бы концерта.