1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (488) за 14.12.99

ДОЛГАЯ СТАРОСТЬ -- НАГРАДА ИЛИ РАСПЛАТА?

Пенсии, которых не коснулось сентябрьское 10-процентное повышение, все же будут проиндексированы, сообщили нам работники службы социального обеспечения. Решение это принималось вдогонку, когда стало ясно, что обделенными оказались самые убогие категории, с минимальными и социальными пенсиями. Доплата им "привязана" к определенному на 1-е полугодие прожиточному минимуму в 118 грн. 30 коп. и составит, к примеру, при пенсии в 50 грн. -- 5,4 гривни.

МОЖНО ЛИ ПОВЫСИТЬ ПЕНСИИ, НЕ ПОТРАТИВШИСЬ?

Оказывается, можно. Патетически объявленное и красиво приуроченное к всеукраинской акции "Милосердие" повышение на деле обернулось казусом. Получив на руки новую пенсию, многие обнаружили, что она выросла на 30--60 коп., а у иных и вовсе не изменилась. Да и мы, признаться, подлили масла в огонь, посулив, что прибавки старикам должно хватить, как минимум, на полкило сливочного масла. Лавина звонков в газету заставила попытаться разгадать этот пенсионный "ребус".

Как объяснила нам замначальника главного пенсионного управления при Министерстве труда и социальной политики Нина Марченко, согласно постановлению Кабмина от 21 июля повышению подлежали отнюдь не те суммы, которые люди получали на руки. Они-де за последние месяцы "обросли" индексациями и доплатами, которые при пересчете пенсий отбрасываются, так что коэффициент 1,1 применяется лишь к так называемому "базовому" уровню. Оттого-то у некоторых и вышло повышение... со знаком "минус". Но в таких случаях предписано было оставлять в силе прежнюю сумму. Как говорится, и на том спасибо.

По данным Минтруда, выплата новых пенсий требует дополнительно более 90 млн. грн. в месяц. Если "разбросать" эту сумму поровну на всех пенсионеров, то приходится как раз по 5 гривен каждому, как мы и сообщали. Однако, и на это, подчеркнем, неоднократно указывал Президент, у нас сегодня слишком велика пенсионная "вилка": от 37 до 900 грн. (до последнего повышения). Вот и вышло, что кому-то прибавки хватило на полновесный мешок муки, а иному и на буханку хлеба не "выгорело".

КАЖДЫЙ ИЗ НАС -- БУДУЩИЙ ПЕНСИОНЕР

И каждый рано или поздно задумывается над тем, какое существование ему "светит" с выходом на заслуженный отдых. Во времена Союза система определения пенсионного вознаграждения была вполне прозрачной. Человек знал, что может рассчитывать на половину ставки за энный период работы, плюс надбавки за вредность и дополнительно отработанные годы. Да и нынче, согласно статье 19 Закона "О пенсионном обеспечении", держава вроде бы гарантирует те же 55% среднего заработка, плюс 1% за каждый год работы сверх требуемого стажа. Но это -- лишь декларации, ибо после таинственных корректировок к выплате причитаются не деньги -- "слезы".

Разбираясь по заданию редакции в дебрях собесовских методик и рассчетов, мне довелось услышать эмоциональный диалог некоего пенсионера с инспектором. Последний все старался убедить горемыку, что его внушительная зарплата доцента, кандидата наук и заведующего институтской кафедрой начала 80-х годов даст ему гораздо более скромную пенсию, нежели почти вдвое меньшая, которую он имел перед увольнением в 93 году, уже не занимая руководящей должности. На примере другой пенсионерки выходило, что вместо "конституционных" 210 гривен ей определили... 80, да и те скостили до 74,7 грн. Выходит, труд на независимую Украину оценивается куда выше, нежели на "Союз нерушимый".

Как пояснили работники райсобеса, знаменитая уравниловка у нас имеет несколько особенностей. С одной стороны, исходя из экономического положения в стране, большинство пенсий все равно "причесывается" под гребенку спускаемых сверху максимумов. А с другой -- давно устаревшие коэффициенты, применяемые к "союзным", еще рублевым, зарплатам, приводят к вопиющей социальной несправедливости. Чего здесь больше -- сознательного политиканства (дескать, раз работали на СССР, с него и спрашивайте), или нежелания чиновничества ворошить устаревшие нормативы (и без того всех уравняет пресловутый пенсионный "потолок"), судить не нам, но налицо дискриминация по временному признаку!

И потом, раз сегодня держава не в состоянии сполна выполнять свои обязательства перед трудящимися прежних лет, справедливо было бы хоть зачислять стыдливо "обрезанную" разницу в счет государственного долга с его последующей оплатой. Ведь пенсия -- не социальное пособие, а заработанное, но отложенное на время достояние отдельно взятого человека, доверенное на сохранение государству. Так что принцип сколько хочу (или могу) -- столько и плачу, принятый у нас, не соответствует статусу правовой державы.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН САМ ОТВЕТИТЬ ЗА СВОЕ БУДУЩЕЕ

Тем временем жизнь показывает, что "в тени" нынче предпочитают трудиться, скрывая реальные заработки, не менее 40% работающих. Как отмечал намедни в парламенте народный депутат Владимир Яценко, если бы удалось провести мониторинг реальных доходов, то оказалось бы, что у почти 100 тысяч наших сограждан они превышают 1 млн. гривен! В таком случае в госбюджет должно было бы поступить как минимум, 12,5 млрд. гривен подоходных налогов, тогда как в проекте бюджета-2000 "забита" сумма на порядок меньшая.

Да, сегодня "отказники" ощутимо выигрывают в сравнении с законопослушными гражданами, но ведь каждый из нас -- потенциальный пенсионер. И если отечественные олигархи свою старость, пожалуй, обеспечат, рядовым "теневикам" не стоит забывать о неизбежности связанных с преклонным возрастом проблем. Как и о том, что поколение, идущее на смену нынешнему, гораздо малочисленнее, ибо позволить себе "оптимальное", в социальном смысле, число детей большинство родителей не в состоянии. А содержать подрастающим согражданам придется непропорционально много стариков: уже сегодня на одного работающего приходится по пенсионеру.

Стало быть, выход один -- в пенсионной реформе. С ее персонифицированными счетами и разноуровневыми пенсионными фондами. Заметим, что в некоторых латиноамериканских странах эти "стариковские" накопления, некоторое время работающие на государство, сыграли решающую роль в подъеме экономики! Но здесь, как говорится, возможны варианты. Как, например, в том же Перу, где недавнее решение министерства труда отменить государственные пенсии вызвало массовые беспорядки и погромы. Да и у нас свежи еще воспоминания об "испарившихся" денежках, доверенных пенсионным лже-фондам. Да и репутация государства серьезно "подмочена" невозвратом денег по вкладам и страховкам. Так что возвращение его авторитета будет дорогого стоить.

P.S. На днях Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий, что в случае задержки выплаты пенсий или иных социальных выплат, насчитанных с 1.01.98 г., гражданам будет полагаться компенсация на инфляцию за весь период недоплат. Причем отказ в выплате компенсации может быть обжалован в судебном порядке. Так или иначе, все мы в долгу перед нашими стариками. За свою нелегкую трудовую жизнь они с лихвой заслужили сытую и спокойную старость. И не могут ждать, когда мы наконец разберемся с экономикой -- не так уж много им на это отпущено времени.