Выпуск газеты Сегодня №235 (490) за 16.12.99
КАК ПОДАТЬ ЖАЛОБУ НА НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА
По 24% жалоб санкции были отменены, 76% "челобитных", после соответствующего расследования, остались без удовлетворения. При этом пострадали сотрудники налоговой, наложившие незаконные санкции: за допущенные нарушения 60% (а в некоторых областях -- до 95%) из них привлекли к административной и материальной ответственности.
По мнению начальника главного управления апелляций ГНА Ивана Лонюка, граждане потому реже жалуются, что количество проверок уменьшилось, да и сами они стали меньше допускать нарушений. Последнее объясняется переходом многих представителей малого бизнеса на единый налог вместо уплаты 8--10 налогов и сборов. Соответственно сократилось число возможных нарушений из-за неправильного оформления документов, нарушения сроков их подачи и так далее.
Кроме того, мелким предпринимателям облегчили жизнь, отменив ряд санкций за незначительные нарушения. К примеру, штраф за то, что покупатель, оплачивая товар, не видел монитора электронно--кассового аппарата, или же за копеечные расхождения в электронных показаниях кассы и содержащейся в ней наличности. Теперь первое нарушением не считается, а за второе штраф взимается лишь в том случае, если расхождение равняется 8,5 грн. (половина необлагаемого налогом минимума) и больше.
Но... Несмотря на большое количество недовольных предпринимателей, среди них лишь единицы умеют правильно составить и подать жалобу. Не останавливаясь на нюансах, отметим главное. Попытаться оспорить решение можно лишь в течение 10 дней с момента наложения санкций. В своей претензии не сетуйте на злобного налогового инспектора, а аргументированно докажите, почему вы считаете его решение о наложении санкций ошибочным.
Жалоба пишется на имя вышестоящей инстанции, но подается в ту, которая проводила инспекцию. Например, "телегу" на районного инспектора нужно адресовать начальнику областной или городской налоговой администрации, но подавать именно в районную инспекцию. Сотрудники последней в течение 3 дней должны передать все необходимые документы в вышестоящий орган, где сделают вывод о необходимости новой проверки. Если таковая необходима, то в состав комиссии войдет инспектор, наложивший взыскание, и сотрудник отдела апелляций либо чиновник вышестоящей организации. Максимальный срок рассмотрения подобных дел -- 45 дней.