1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (490) за 16.12.99

НЕ ОБМАНЕШЬ -- НЕ ПРОДАШЬ?

Сколько ни убеждай граждан, чтоб при выборе товара требовали у продавца сертификат, 88% покупателей не поступают так никогда. Одни не верят "бумажке". Другие, может быть, и верят, но стесняются: неудобно как-то не доверять продавцу. Да и где прикажете качать права -- на базаре? Именно там отовариваются 60% наших граждан. В магазинах регулярно скупаются лишь 15%, остальная масса -- вообще где придется. Неудивительно, что 85% потребителей уже становились жертвой обмана. Из них 70% -- те, кто напоролся на подделки.

"ШВЕЙЦАРСКИЕ" ЧАСЫ ЗА 5 ДОЛЛАРОВ

В достопамятные советские времена товарам со знаком качества было далеко до совершенства, однако наткнуться среди них на подделку было так же вероятно, как встретить американского миллионера в компартии. Ныне же море фальшивок, сработанных под прославленные и "раскрученные" рекламой оригиналы, захлестнуло украинский рынок -- в нем тонут несведущие потребители и идут ко дну героические производители отечественных товаров. Масштабы этого явления и его причины взялись определить в пресс-клубе "Параллель" представители Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз, Лиги производителей "Гордость Украины", Госстандарта, Госпотребзащиты, главного киевского управления торговли и общепита.

По мнению начальника управления качества Госпотребзащиты Владимира Белоуса, фальсификация товаров неизбежна в условиях затянувшегося переходного периода. В процветающих странах подделки тоже появляются на свет, но чаще ради прикола (как, скажем, 5-долларовые имитации швейцарских часов), а не с целью основного источника наживы, как у наших теневиков. Конфликт с законом или налоговой инспекцией там означает конец бизнесу, у нас же фальсификаторов вдохновляет безнаказанность. Честно производить товар чересчур накладно. Зато ответственность за выпуск нелегального барахла практически не грозит.

ШАМПУНИ И ПОРОШКИ -- МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ

К примеру, недавно Госпотребзащита раскрыла факт подделки сливочного масла в Полтавской области. В 30 кг расплавленного "Крестьянского" добавлялось 15 литров горячей воды. Смесь перемешивалась, сдабривалась стабилизатором, охлаждалась и продавалась под видом "Крестьянского" в Днепропетровской и Харьковской областях. Доля влаги в подделке составляла не 25%, а все 50% -- зато цена была, как у настоящего маслица.

Рынки Киева заполонили фальшивые стиральные порошки "Ариэль", поддельное мыло "LUX" и лже-шампуни "Проктер энд Гембл", на улицах Запорожья бабульки торгуют самопальным "Лотосом"... Не только на базарах, но и в магазинах столицы полно зубных щеток, имитирующие популярные "Aquafresh"... Мыло "Nivea" в синих картонных упаковках можно встретить с аннотациями как на польском, так и на русском -- настоящее сумели определить только после экспертизы: то, что сопровождалось надписями на русском языке. Зато натуральную тушь для ресниц "Макс Фактор" отличишь от "липы" и визуально: вместо фишки "2 тысячи калорий" на фальшивке значится "2 тысячи процентов". У подделки недорогого популярного лака для волос с витамином В5 "HAIRSPRAY" имечко разорвано на два слова "HAIR SPRAY". (Частенько, меняя одну букву фирменного логотипа, мошенники пытаются обезопасить себя от исков производителей подлинника.)

ВОДКУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ

Страдают и "раскрученные" марки отечественных товаров -- специально "под них" теневики выпускают фальшивки, зачастую похожие как две капли воды. "Олейну" днепропетровского масло-экстрактционного завода подделывают даже в Польше. "Косят" и под "Гетьмана" львовского ликеро-водочного, хотя его фирменные бутылки запретили принимать в пунктах стеклотары. Имитируют напитки киевских "Оболони" и "Росинки". Отечественные товаропроизводители, пытаясь защитить свою продукцию от подделок, тратят колоссальные деньги на разработку все новых фирменных упаковок -- с голограммами и прочими прибамбасами. А за ними след в след идут фальсификаторы, печатая свежие варианты этикеток... Так что изматывающая честных бизнесменов борьба за чистоту торговой марки пока не увенчалась особыми успехами. Навар на подделках столь велик, что позволяет теневикам устранить все помехи на пути фальшивки к покупателю. За небольшую мзду любой реализатор на базаре с удовольствием возьмется продать "липовую" минералку вместе с партией настоящей воды под ее же сертификатом.

А подобных товаров на рынках множество -- нередко подлинник от подделки на глазок, без экспертизы, отличить невозможно. Примером та же "самокатная" водка: как сообщил директор Национального аналитического центра Геннадий Кузнецов, по оценкам Госмонополии 50--70% алкоголя в нашей стране производится и продается нелегально. Не верь глазам своим и когда встретишь кондитерскую "шоколадную" глазурь или сладкую плитку, маскирующуюся под этикеткой шоколада с орехами "Золушка" (истинная "Попелюшка" никоим образом не виновата). Подделывают даже нашенское мыло "Калинка", без зазрения совести печатая на этикетках "Made in Ukrainе".

ЗА "ЛИПУ" ДОРОГО ЗАПЛАТИШЬ

В этом году за экспертизой товара обратились в центры Госпотребзащиты 6 тысяч человек. Как сообщила директор НГЦ независимых потребительских экспертиз Лина Попова, в каждом областном городе Украины есть общественные организации, которые помогают уладить конфликты между потребителем и продавцом подделки в досудебном порядке. Поняв, что приобрели туфту, избавиться от нее и вернуть свои кровные будет непросто. В магазине придется доказывать, что купили товар именно здесь и убеждать, что он фальшивый. Продавец обязан возвратить пострадавшему стоимость товара. Коль отказал -- можно обратиться в Госпотребзащиту. Это сделали уже 10 тысяч обманутых покупателей, и 85% их претензий были удовлетворены. Если же вам "посчастливилось" купить фальшивку на рынке, да еще у "физического лица", не имеющего патента на торговлю, -- тогда вашему горю вряд ли кто поможет.

Парадокс: сертификаты, которые, казалось бы, должны обезопасить потребителя от фальсифицированной продукции, тоже... подделывают. С них легко снять копию, тиснуть нужную печать, "нарисовать" свой срок годности -- и паспорт товара готов. Так что наш народ, испытав разочарование после пробы сертифицированного "самоката", отчасти прав, что не доверяет бумажке. Представитель Госстандарта Александр Лыскин убежден: фальсификация прекратится, когда ответственность за подделку сертификатов будет такой же, как за печатание фальшивых денег.

ИСПЫТАНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫДЕРЖИТ НЕ КАЖДЫЙ КАРМАН

И все же любое ужесточение мер, как учит история, только загоняет предпринимателя в "тень", заставляет торговца изобретать все новые "противоядия" и в конечном счете обманывать покупателя еще более варварски. Наученные горьким опытом поборники качества, наоборот, ратуют за послабление "узды". К примеру, сегодня в перечне товаров, подлежащих сертификации, более трех тысяч наименований: от сложной бытовой техники -- до заурядных продуктов питания. Специалисты предлагают сертифицировать лишь те товары, которые несут потенциальную угрозу безопасности потребителя.

Готовится закон о финансовой ответственности за подделку -- причем не продавца, а поставщика (до сих пор импортер никак не отвечал за сбытый продукт): он предусматривает предоставление декларации на товар (с указанием его составляющих) и наказание за нанесенный потребителю ущерб. Появится и сеть испытательных лабораторий, которые будут проверять соответствие продукции стандартам. Расходы за удовольствие иметь гарантии качества лягут на производителей. Знающие люди уже пророчат, что дополнительная проверка обязательно отразится и на цене товара. Станет ли меньше нелегальных товаров -- еще вопрос, а вот то, что их производители и потребители вынуждены будут платить больше, ясно и сейчас. Кстати, ныне число контролирующих торговлю организаций и так уже перевалило за сотню.

Между прочим, одной из главных причин распространения фальшивок у нас на родине считают нищету населения: богатые не покупают подделки -- у обеспеченных людей намного выше культура потребления. Многие обыватели тоже не прочь приобрести качественную вещь, а не "самопал", да после накруток в фирменных магазинах она становится недосягаема для их кармана. Вот и идут на базар, где их в изобилии предлагается "полова" на прилавках. Пожалуй, прав президент Украинской ассоциации качества Петр Калита: "Фальшивок не станет, когда у нас будут нормальные деньги и люди будут идти за покупками в нормальный магазин -- владелец которого добровольно сертифицировался и никогда не возьмет нелегальный товар. Надо изменить жизнь, чтобы и потребители, и производители, и торговцы могли не прячась платить налоги и спать спокойно".