1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (491) за 17.12.99

"ВСЕГДА РАЗУМЕН ТОЛЬКО ТОТ, КТО НЕ ИЗБЫТОЧНО СЕРЬЕЗЕН"

На прошлой неделе состоялась еще одна телевизионная премьера новой программы (в этот раз на Интере) -- "Приглашение к откровению" -- с ведущим Александром Зинченко. Ждали ее по многим причинам. Во-первых, не так много нынче премьер на украинском ТВ, во-вторых, не часто вы встречаете на телеэкране ведущего -- народного депутата и лидера политической партии.

Судя по всему, проект этот автор (и опекаемый им телеканал) считают для себя концептуальным. По крайней мере, на эту мысль наводят помпезные заставки (в любимом стиле Интера), многозначительные паузы ведущего, оформление виртуальной студии (как в простеньком фильме "про будущее"). Первое "откровение" -- актера и режиссера Никиты Михалкова, было очень аккуратно разбито на "главки" (рачительно отбитые устными повторами и письменными цитатами из сказанного минуту назад Никитой Сергеевичем) и размышлениями "на тему" самого ведущего.

Сразу следует сказать, что Александр Алексеевич, по всей вероятности, не видит себя просто интервьюером (как Борсюк в "Монологах", например), или собеседником (как Дибров в "Антропологии" или Максимов в "Ночном полете"), а воображает себя, скорее, летописцем эпохи. Когда он в прологе говорит, что есть в этой жизни "первые" и "вторые" и что эти героические "первые" не всегда могут "наводить порядок в белых фраках", то становится понятно, что себя он вовсе не считает вторым (возможно, справедливо) и излагает в данный момент собственную жизненную программу. Есть в этом посыле нечто весьма дискомфортное для зрителя (многозначительные паузы и долгое глядение куда-то вдаль), ибо достали уже пророки, честно говоря.

Разумеется трудно, рецензируя первую программу, делать решительные прогнозы, по какому руслу она потечет дальше, но учитывая ее цикличность, о некоторых особенностях нового "откровения" говорить все же можно. Никита Михалков, безусловно, личность яркая и безумно интересная, но, наверное, не очень желающая откровенничать -- особенно в последние годы. Иначе чем, например, объяснить, что в разговоре с Александром Зинченко он целыми блоками повторяет ранее сказанное многим журналистам (в том числе и мне в мае этого года -- в случае радикальных сомнений прошу обратиться к подшивке). Кроме того, во время его бурных обличений политиков, журналистов, товарищей по Союзу кинематографистов (которые "никак не желают понять, что мне это не нужно"), зрителям трудно избавиться от ощущения, что Никита Сергеевич -- просто очень сытый и благополучный человек, рассматривающий свою общественную миссию как эксклюзивное одолжение человечеству. Как говорится, "застольные люблю я разговоры/ которыми от рабства мы богаты/ О веке нашем -- все мы прокуроры,/ о бл... нашем -- все мы адвокаты".

Между прочим, программа идет в записи, поэтому не очень понятно, почему во время съемок никому из присутствующих в студии не пришло в голову поправить мэтру галстук, который у него хронически свернут на левое плечо, -- деталь несколько опошляет момент откровения. Есть вопросы также и к экранному образу ведущего -- он буквально утопает в огромном кресле в своей черненькой рубашечке с белыми пуговками.

Скорее всего, Александр Зинченко вовсе не сомневается в непререкаемости жизненной позиции Михалкова. Потому что то и дело цитирует их в письменном (вензелями и рамочками во весь экран) и устном (с многократным эхо) виде. Само собой, не упускает Александр Алексеевич случая высказать и личную жизненную позицию: "Память может быть разной -- и очищающей, и иной", "Мы говорим о добре и зле. В смутные времена выявляется именно зло. Трудно с ним бороться...". Давно замечено, что банальщина в мелочах раздражает гораздо меньше: допустим, "мама мыла раму" или "зубы надо чистить регулярно". Но как только людей начинает тянуть на "глобалку", простые истины вдруг превращаются в свою противоположность.

В этом году у Никиты Сергеевича хит сезона: "Делай что должно -- и будь что будет" (кстати, некоторые считают, что авторство принадлежит кому-то из римских стоиков). Многократно растиражированная псевдоавтором на пресс-конференциях, повторенная журналистам практически всех газет, эта истина напоминает эстрадный шлягер -- с той разницей, что попса в большинстве своем не претендует на роль отца нации.

P.S. Есть еще один вопрос: насколько телевидение по своей природе в принципе способно располагать людей к "откровению"? Речь, конечно, не о фрондерах. Наверное, тяжело совмещать роли государственного и телевизионного человека -- как известно, любое из этих занятий в отдельности отбирает 24 часа в сутки. И еще: и государственному, и телевизионному человеку всегда не помешает капля самоиронии (как женщине капля французких духов), ибо, как сказал наш с вами классик, "всегда разумен только тот, кто не избыточно серьезен".