1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (491) за 17.12.99

НА "МОСФИЛЬМЕ" СНИМАЮТ И ПРОДАЮТ. ВЫГОДНО

Завершились "Дни "Мосфильма" в Киеве" -- семь бесплатных просмотров для вконец обалдевшего от засилья американских блокбастеров украинского зрителя. На эту замечательную инициативу фирмы "Фильммаркет" (именно с ее помощью удалось провести фестиваль) зритель ответил благодарностью -- все картины шли в заполненных залах. Хотя и не все заслуживали такого внимания.

Безусловным гвоздем программы стала премьера "Дня полнолуния" Карена Шахназарова -- нынешнего директора "Мосфильма". Фильм в Москве столь же яростно хулили, сколь и хвалили. У киноманов нашей родины мнения тоже категорически разделились. И все же, несмотря на всю специфичность картины (кич как режиссерский прием, вкрапление "чужеродного" материала из сценария будущего фильма о Пушкине, принципиально непрофессиональные актеры и подчеркнутая мозаичность всей структуры), -- это очень убедительное и красивое повествование о глубинных связях между людьми, зачастую не пересекающимися ни в реальной жизни, ни даже во времени.

Комедии, снятые в этом году на "Мосфильме", оставили тягостное впечатление. Это был тот юмор, который вызывает не смех, а улыбку сострадания. Ни "Китайский сервиз" (о бесконечном российском воровстве), ни "Кадриль" (о беспробудном российском пьянстве), ни "Любовь зла" (просто ни о чем) не задевали: темы изучены, что называется, во всех позах. Не спасли даже "засветившиеся" тут звезды -- Янковский, Полищук, Табаков, Любшин и другие. А вот психологическая драма под названием "Незримый путешественник" (про последние годы российского царя Александра Павловича и императрицы Елизаветы) режиссеров Таланкиных вызвала чувство хорошей зависти: в России по-прежнему могут снять очень неплохое кино! "Незримый путешественник" -- грустная, даже пронзительная история прозрения мужчины и женщины (Василий Лановой и Алла Демидова), Божьей волею обреченных на царствование. Прозрения, как всегда, запоздалого.

Не в пример многострадальной киностудии "Довженко", где практически забыли, что такое кинопроизводство, на "Мосфильме" сегодня активно снимают -- за прошлый год выпустили восемь картин.Это стало возможным благодаря финансовому вливанию правительства Москвы, государство же на "Мосфильм" не дает ни копейки. Как признается сам Шахназаров, на студии всячески стараются не только выйти на самоокупаемость, но и поддержать традицию -- делать прежде всего "зрительское кино", то есть фильмы для самой широкой аудитории. С этой целью нередко привлекаются небольшие кинокомпании со стороны. А как кинофабрика -- "Мосфильм" и вовсе благополучное предприятие: цеха, техническая база -- все не только сохранено, но и постоянно обновляется.

Справедливости ради уточним, что "на карман" "Мосфильма" отлично работает знаменитая коллекция фильмов студии. Архив этот насчитывает около двух с половиной тысяч картин (практически, большая часть золотого фонда советского кинематографа), которые исправно продают на телеканалы. И дорого продают -- ведь демонстрация любимых советских лент не только вызывает приятную ностальгию у народа, но и волшебно подымает рейтинг канала. Правда, однажды нехороший депутат В. (на которого с надеждой взирали с некоторых российских телеканалов) пытался в Думе спровоцировать пересмотр закона, согласно которому все права на фильмы, выпущенные на студии до 1991 года, принадлежат ей же. Но не получилось. "Мы единственная киностудия, которая с 96-го года платит авторам 20% дохода от каждой демонстрации их фильма, -- объясняет Карен Георгиевич. -- И когда авторы почувствовали, как "Мосфильм" защищает их права, они объединились и не дали реквизировать коллекцию." Теперь старые фильмы переводят на цифровые носители -- так они лучше сохраняются. Кроме того, с них делаются качественные копии и продаются за большие деньги... Вот уж воистину, есть чему поучиться!