Выпуск газеты Сегодня №238 (493) за 21.12.99
ОТ ГЕРБА НА МОСКОВСКОМ МОСТУ ОСТАНЕТСЯ МОКРОЕ МЕСТО?
-- О, это целая история, -- рассказывает автор проекта Московского моста Георгий Фукс. -- Мост строился шесть лет, и по документам его название было Северный. За два месяца до окончания работ в недрах партийных кабинетов родилась идея -- будет мост Дружбы народов. Успели даже отлить памятные медали к открытию. Однако в последний момент схватились за головы: как так -- бульвар Дружбы народов переходит в мост Патона, а одноименный мост -- в проспект Ватутина, путаница получалась несусветная.
За два дня до сдачи объекта мост нарекли Московским. Буквально ночью в канун открытия моста: вырезали из пенопласта буквы, покрасили и в авральном порядке приклеили их к бетонным стенам. Уже позже их заменили на металлические. И сейчас, проезжая по мосту, можно видеть на каждой "ноге" пилона надпись "Московский мост. 1976 год". Да и сама идея водрузить герб Киева на Московский мост тоже родилась в последний момент. Его "состряпали" на комбинате "Художник" в спешке. Выпуклости герба намечалось золотить, но все так и осталось на бумаге, а медный герб за эти годы окислился и потемнел.
В сентябре нынешнего года, по просьбе хозяев моста -- ГКП "Киевавтодормост" -- его состояние обследовали сварщики института им. Патона и альпинисты. Они-то и обнаружили, что одно из четырех металлических креплений каркаса щита ослаблено. А значит -- однажды может не выдержать нагрузки. И тогда 600-килограммовая махина размером 5,6 на 4,8 метров ухнет с высоты на ползущие по мосту автобусы и машины.
Чтобы этого не случилось, всевозможные институты и организации занялись поиском выхода из этой непростой ситуации. Как рассказал "Сегодня" главный инженер ГКО "Киевгоргидромост" Василий Мельниченко, чтобы демонтировать герб, его пришлось бы распиливать на куски. Альпинисты запросили за такую работу 30 тысяч гривен и поставили условие: остановить на мосту движение. (А это как раз более всего проблематично.) А вот заведующий лабораторией "Сварка в строительстве" Института им. Патона Виктор Ковтуненко уверен, что рациональнее устранить трещину в креплении герба и оставить его на своем месте. Для этого необходимо поднимать на 80-метровую высоту сварочную аппаратуру весом в полтонны и подключать ее к электричеству. На время работы тоже требуется перекрывать движение. Впрочем, все специалисты единодушны в одном: явной угрозы безопасности нет.
Однако столичные власти настроены не столь оптимистично и рисковать не намерены. Тем более, что многие недоумевают: зачем вообще на мосту "звездастый" щит? Ведь теперь у Киева есть свой герб "в законе" -- с архистратигом Михаилом. Так что, скорее всего, останется от старого герба мокрое место.
Автор моста Георгий Фукс, специалист ЗАО "Киевсоюздорпроект", не сдается и настаивает на сохранении герба, демонтаж которого оставил бы неэстетичную плешь на пилоне. Теперь Георгий Фукс в срочном порядке разрабатывает проект укрепления старого щита. Успеет ли?