1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (495) за 23.12.99

"ПОЛЕССКАЯ АТЛАНТИДА" УХОДИТ В ВЕЧНОСТЬ

Год назад побывав в зоне, я почувствовала: уходит в вечность целый мир -- чернобыльское полесье. Уходит тихо, неотвратимо. Мартыновичи 1415 года рождения, Толстый Лес 1447-го и еще 150 сел теперь мертвы. Около 3000 тысяч квадратных километров земли безлюдны. А ведь земля эта особенная. Бог долго берег ее от вторжения "цивилизации". Леса и болота помогли сохранить в этих селах уникальные традиции и ремесла, а песни и говоры остались такими, какими были в древние времена. На Полесье до сих пор "водят куст" и "провожают русалок".

-- Утрачен целый духовный макрокосм. Остановилось время, оборвалась связь поколений,-- сказал Ростислав Омеляшко, главный специалист МинЧС по вопросам культурологии, на недавно состоявшемся в этом министерстве брифинге, посвященном работе историко-культурологической экспедиции.

"НЕ ВИЖУ НИКАКОЙ ТЕХНОЛОГИИ..."

"Полесской Атлантидой" назвала эту землю поэтесса Лина Костенко, которая постоянно работает в составе экспедиции в радиоактивных селах.

-- В 1929 году в селе Копачи был знаменитый этнограф Таранушенко, -- говорит Лина Костенко. -- Он зарисовывал каждый узор с платочков крестьянок, каждую морщинку на лицах полещуков. Точно так же работал там и художник Павлович... Потом пришли технологические варвары, и все то, что штрих к штриху рисовали художники, погибло. Старинное село Копачи закопали в землю. Может быть, каких-то технологий и придерживались, но я -- писатель, и когда иду теми заросшими тропами, не вижу никакой технологии, вижу только ямы, в которые сгребли хаты и чем-то кое-как присыпали.

Первые четыре года после аварии чиновники в упор не видели, что гибнет духовное наследие этой земли. А вот у энтузиастов душа болела. В 1989 году Ростислав Омеляшко и Григорий Гончаренко напечатали в одной из самых массовых газет Украины статью об этом. А редакция журнала "Пам'ятки України" организовала экспедицию, которая обследовала населенные пункты 10-километровой зоны. И только в 1990 году Верховная Рада УССР постановила создать специализированную историко-культурную экспедицию при Минчернобыле. Но комплексно работать она начала лишь спустя пять лет.

"ЭТО ЖЕ МОИ СТАВНИ -- СВЕКР ДЕЛАЛ!"

Ежегодно в экспедицию уходят около 100 специалистов. В зоне они фотографируют и зарисовывают церкви, хаты, а приезжая к переселенцам, знакомятся с песнями, говорами, обычаями Полесья, показывают им фотографии из мертвых сел. Так из двух половинок складывается целостная картина. А случаи бывают уникальные.

-- Конец ноября прошлого года -- снег, мороз 20 градусов, впятером идем мертвым селом Залесье, -- говорит Ростислав Андреевич. -- Слышим -- собака лает, значит, где-то люди есть. Подходим к усадьбе. Навстречу хозяин. Работает на станции. Сам из Копачей. Разговорились, и он подарил нам три фотографии -- панорамная съемка его родного села. Снимали с высокой липы на том месте, где когда-то стояла церковь. А в этом году в селе Лехновка, где живут выселенцы из Копачей, нам удалось подписать эту панораму -- как улицы назывались, кто в какой хате жил, куда уехал. В другом селе все собрались и наперебой: "Смотрите, это же мои окна, мои ставни! Свекр делал". Нас просто дрожь пробирала, когда они все это рассказывали.

МинЧС ХОЧЕТ СОЗДАТЬ МУЗЕЙ УТРАЧЕННОЙ ЗЕМЛИ

Сейчас в кинотеатре "Украина" в Чернобыле хранится большая часть из семи тысяч собранных экспонатов. Фольклористы, этнографы, лингвисты записали 850 магнитофонных кассет, отсняли 270 часов видеоматериала, около 20 тысяч фотографий. Уже вышли в свет "Хрестоматія говорів відселених територій", "Лексичний атлас Правобережного Полісся", "Фонохрестоматія традиційної музики Полісся", Полісся України. Матеріали історико-етнографічного дослідження. Київське Полісся".

-- У этой земли должен быть свой музей истории и культуры, -- говорит Ростислав Омеляшко. -- И свой скансен -- музей под открытым небом, куда свезены все ценные памятники архитектуры. Со временем в загрязненных районах все разрушится, останутся одни леса и болота... В европейских странах для сохранения культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях создают специальные структуры. При МинЧС тоже нужна такая.