1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №241 (496) за 24.12.99

"ВОЛК-САМЕЦ МНЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ ДАМА"

Сказать, что Карен Шахназаров неразговорчив -- значит ничего не сказать. Он не любит рассказывать ни о тяготах режиссерской славы ("Отношусь к ней с тоской"), ни о старых фильмах -- "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Цареубийца", каждый из которых получил свою внушительную порцию престижных наград, ни тем более о себе ("Ну неинтересно это!"). О чем же он размышляет охотно? О "Мосфильме", президентом которого не так давно стал; о бассейне, в который ежедневно ходит ("Если не плаваю -- мне плохо"); о фестивалях, на которые регулярно ездит ("Иногда так на них устаю, что сплю прямо на стуле"). Кстати, спящий в кресле Шахназаров -- зрелище весьма трогательное. Сами видели.

"В ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ МЕНЯ УЖЕ НЕ ЗАГНАТЬ"

-- Карен Георгиевич, говорят, вчера у вас был нелегкий вечер (Шахназаров и Ко бурно праздновали премьеру "Дня полнолуния" в киевском Доме кино.). Такое же удовольствие получаете от бессонной ночи, как и двадцать лет назад?

foto
-- (Смеется.) Удовольствие такое же, а вот сил тех уже нет. Фестивали, гастроли, командировки -- я люблю все это. В моей профессии если не будешь двигаться, то можно окостенеть. Правда, раньше я откликался на любое приглашение, а теперь из трех выбираю одно. И дело даже не в деньгах, а в в отсутствии интереса или усталости. Например, в Латинскую Америку меня уже не загнать -- больно далеко лететь.

-- Существует мнение, что российские кинофестивали превратились в тусовки жующих актеров...

-- В значительной степени -- да. Но фестивали -- это оптимальная форма встречи фильма с широким зрителем. Скажем, на "Кинотавре" этого не происходит -- там и зрителя-то почти нет, но зато в Выборге люди просто убиваются, чтобы попасть в зал. Хотят смотреть именно отечественные фильмы -- разные, но обязательно качественные. Чернухи уже наелись.

-- Возможно ли снять действительно удачную картину при очень большом дефиците средств?

-- Конечно возможно! Но надо поставить себе задачу -- снять качественное кино и в творческом, и в техническом смысле. Деньги решают многое, но нередко даже при их наличии автор о качестве не задумывается. Например, у нас не спешат снимать синхронно со звуком, а продолжают озвучивать постфактум. А я, начиная с "Города Зеро", снимаю синхронно.

-- Вам нравится то, что делают сегодня молодые российские режиссеры -- Балабанов, Тодоровский? Вообще, их можно уже назвать поколением?

-- Думаю, нет. Они способны, но это еще не новое поколение. У него обязательно должна присутствовать объединяющая идея и новые творческие принципы. Так было в "новой французской волне" или когда появилось поколение советских кинематографистов 60-х и на экраны вышли "Баллада о солдате", "Судьба человека", "Иваново детство"... Бесспорно, у нынешних есть достижения, но они фрагментарны. И в этом, я считаю, трагедия российского кино.

"ЕСЛИ БЫ МОГ, СТАЛ БЫ ЛЕТЧИКОМ"

-- В одном из интервью вы сказали, что всякий опыт для режиссера ценен, в том числе опыт начальника. Уже почерпнули для себя что-то особо ценное?

-- Ну-у, я очень много почерпнул -- прежде всего о человеке. Совсем другое дело, когда ты изучаешь человеческую природу, сидя в кресле начальника.

-- Правда, приятно?

-- (Улыбаясь.) Я обнаружил в себе хорошее качество: я не страдаю привязанностью к власти. (С пылом.) Ну не властолюбив я, поверьте! И не получаю удовольствия от того, что раздаю приказы. Зато многие вещи я увидел по-новому, и это очень интересно. Я вообще за то, чтобы жизнь была более разнообразна, и если б у меня была возможность заняться чем-то совсем новым, уверяю вас -- я бы это сделал. С удовольствием стал бы летчиком. Преклоняюсь перед людьми, которые умудряются поднимать в воздух многотонные куски железа.

-- А есть еще что-то, чего не успели и теперь жалеете?

-- Жалею, что потерял много времени. Мог сделать гораздо больше. Но это основное занятие молодежи -- терять время понапрасну.

"В ЖИЗНИ ДОЛЖНА БЫТЬ ТЕРПКОСТЬ"

-- Известно, что ваш фильм "Американская дочь" автобиографичен (бывшая жена Карена Шахназарова -- Мария Шукшина -- без согласия отца увезла их дочь в Америку)...

-- Это личный вопрос, я на него принципиально не отвечаю.

-- А когда читаете про себя в прессе всякую ахинею, не думаете, что проще было бы все рассказать?

-- Все равно напишут ахинею. Раньше читал -- волосы дыбом вставали. Сейчас уже смирился: это издержки профессии.

-- Легко было решиться на новый брак после двух неудавшихся попыток?

-- ...Знаете, у меня есть теория: если уж тратить на что-то деньги, то лучше на детей. А их надо производить, и этого (жизнерадостный хохот) никоим образом нельзя сделать без противоположного пола. У меня от третьего брака уже двое сыновей: одному семь лет, другому четыре.

-- Чему вас научили неудачные браки?

-- Как ни странно, я стал терпимее, хотя я жесткий человек. В принципе, жизнь зачастую горька, сложна. Если она сладкая -- это уже подозрительно. Должна быть терпкость. Главное -- уметь жертвовать. Это только кажется, что борешься с противоположной стороной, на самом деле приходится бороться в основном с собственным эгоизмом. А вообще, многие наши проблемы возникают только потому, что мы разные биологические виды. Грубо говоря, волк-самец мне в чем-то ближе, чем дама.

"И ПУШКИНА КРИТИКОВАЛИ!"

-- Признайтесь, к критике относитесь болезненно?

-- В меня часто бросали камнями. Но, думаю, ценность картины не в количестве похвальных рецензий, а в том, сколько она может прожить. У меня же в основном картины, которые смотрят долго. И это для меня главный критерий. Знаете, если уж Пушкина критиковали, то чего уж нам роптать!

-- Любите свои ранние картины?

-- Я не пересматриваю их. Для меня важен процесс. Конечно, я как профессионал, вижу огрехи, сделанные, скажем, в картине "Мы из джаза". Но ничего подобного по духу я бы сейчас уже не сделал. Увы.

-- Ваше имя уже давно работает на вас. Жить стало легче?

-- С точки зрения практической стало проще, но с другой стороны имя обязывает. Кроме того, есть физиология -- всегда лучше быть молодым.

-- Вы никогда не испытывали зависти к организаторскому таланту Никиты Михалкова? По крайней мере, собственные фильмы он раскручивает мастерски!

-- Понимаете, я давно вычислил для себя свою форму существования: надо делать то, что у тебя получается. Если я начинаю чем-то подобным заниматься, ничего, кроме чепухи, не выходит. А завидую я только тогда, когда вижу хорошую картину. Это та зависть, которая стимулирует. Но, по большому счету, я уже давно не видел картин, которым бы позавидовал -- ни в российском, ни в европейском кинематографе.