1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №242 (497) за 25.12.99

ВАМ НАБОР "ОТМЫЧЕК" ДЛЯ ПОДСОЗНАНИЯ? ПОЖАЛУЙСТА!

В Воронеже прямо за компьютером умер программист. Медицинское заключение: кровоизлияние в мозг. Но его коллеги считают, что нашли убийцу -- компьютерный вирус, которой они назвали "666". Возможно ли такое "кодирование"? Еще несколько лет назад психологи и психиатры спорили об этом. А теперь создают методы воздействия на сознание и подсознание.

"ИГРУШКИ" ОПАСНЫ ДЛЯ НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ?

Кодирование от пьянства и курения, экспресс-методы изучения языков с аудио- и видеокассетами прочно вошли в нашу жизнь. Мы спокойно читаем о "Белом братстве", слушаем проповеди заезжих миссионеров по радио, смотрим по телевидению. И зачастую не знаем, что в такого рода информацию могут быть включены сигналы, незаметно воздействующие на сознание, или же не ведаем, что они опасны для здоровья.

А психологи знают, например, что любой усваиваемый текст, в котором предложения строятся от первого лица, может повлиять на человека как команда на безусловное исполнение. Например, в курсе обучения иностранному языку Илоны Давыдовой есть кассета, посвященная болезням и больнице, где речь идет от первого лица. Не пришлось бы слушавшим это самим потом обратиться к врачу... Ведь если верно, что слово лечит, наверняка возможен и обратный процесс. Не знаю, как на ваш взгляд, а вот на мой сегодня слишком много желающих залезть в душу, то бишь в подсознание, и побольше наследить там. И, как ни странно, у всех самые лучшие намерения.

Вы спросите, как же можно с помощью компьютерной программы аудио- или видеокассеты воздействовать на психику человека? Отвечаю: очень просто. При прямом общении, например с психологом, для изменения мировоззрения человека необходим ряд условий -- доверительный контакт, определенный контекст речи, желание пациента измениться.

-- Когда человек увлеченно работает или играет на компьютере, для кодирования необходим только мощный процессор, хороший монитор и соответствующая программа, -- говорит Станислав Хохель, психолог-терапевт. -- Ну и, конечно, встроенные в программу определенного рода сигналы, не воспринимаемые сознательно как опасные, и потому "проскакивающие" в психику и остающиеся там.

Человек, поглощенный изучением новой трехмерной "игрушки" и слышащий только звуки "Саунд Бластера", -- идеальный объект для психогенного воздействия. А производить его можно на нескольких уровнях. Во-первых, с помощью цвета.

Как влияет цвет на психику, исследуют многие ученые. Один из самых достоверных и распространенных тестов -- тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать понравившийся цвет из множества, потом из оставшихся -- опять самый приятный и так далее. Подсчитывая результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека и о его здоровье. Тот же Люшер решил и другую задачу: предъявляя человеку цвета по определенной программе, изменял его эмоциональное и физиологическое состояние. Так что если для компьютерной игры использовать только лишь особую цветовую гамму, можно добиться многого...

Второе -- "цифровой" звук. Самое простое в нашем случае -- это на фоне громкой музыки передавать едва слышную вербальную инструкцию для подсознания: что и когда надо сделать. Ученые утверждают, что уже возможно управлять частотами работы мозга, организуя по определенной схеме его деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ ОТШЛИФОВАНА ВЕКАМИ

Возможности воздействия на психику с помощью специально созданных "скринсейверов", компьютерных игр, либо "взломанных" и измененных обычных игр на сегодняшний день просто не известны. Да и владельцы ворованных программ теперь вряд ли могут спать спокойно. Больше того, даже телепрограммы могут влиять на подсознание. Пример тому -- Япония. С большой опаской смотрят ныне японцы любимые мультфильмы. Как выяснилось, в один из самых популярных здесь рисованных сериалов был незаметно для сознания вмонтирован портрет Сиоко Асахары -- лидера скандально известной секты "Аум Синреке". Туда же художники вставили и изображение грозного индуистского бога Шивы. Для чего?

-- Перенести радость от просмотра мультфильма на образ бога или религиозного лидера на подсознательном уровне -- это значит упростить себе задачу по набору новых "рекрутов", -- объясняет Станислав Хохель. -- В дальнейшем достаточно будет расклеить побольше объявлений с точно такими же изображениями или организовать религиозное шествие. А психотехника для работы с "живым материалом" во всех религиях отшлифована веками...

Компьютерный вирус нового типа, предназначенный для людей, а не для машин, может жить и распространяться в обществе, как живут и распространяются религии или порабощающие сознание догматические учения. Зараженный им человек, используя все свои возможности, будет заражать других людей, причем иногда даже не осознавая этого.

Все знают о "Белом братстве", но мало кто понимает, каким образом дети со всей страны оказались втянуты в эту организацию. Но еще в начале века Владимир Бехтерев предупреждал о существовании "социальной заразы" и особой ее опасности для подростков, а в качестве примера приводил детский крестовый поход 1212 года: "Можно ли в самом деле иначе объяснить, как силой внушения, странное влечение детей, которые, вопреки воле родителей, выскакивали из окон, чтобы присоединиться к проходящим детским толпам... направляющимся в Святую Землю... освободить Гроб Господень".

ЭТО Я ИЛИ УЖЕ НЕТ?

При достижении определенной "критической массы" "носителей вируса" общество меняет ориентиры. Вспомните, сколько времени понадобилось гитлеровской верхушке, чтобы изменить сознание целой нации, используя обычные методы пропаганды. Сейчас это можно сделать быстрее. Как безгранична психика человека, так безграничны и способы воздействия на нее -- гипноз, суггестия, музыкотерапия, цветотерапия и так далее. Психологические методы нейтральны, но, как и ядерная физика в недобрых руках, становятся оружием. И это оружие можно "втиснуть" в экран монитора и две колонки звуковой карты. Раз уже есть желающие убивать с помощью вирусов чужие программы, то почему бы не найтись тем, кто захочет если не убивать людей, то хотя бы вредить их здоровью? А ведь уже сегодня к нам мощным потоком идут из-за рубежа программы, которые в силу нашей безалаберности вряд ли кто-то проверял на предмет воздействия на сознание.

Человечество толком еще не успело разобраться -- что же такое экология окружающей среды, как перед ним не менее зловеще встала проблема экологии среды информационной и экологии личности. Частичным решением этой проблемы может стать сертификация компьютерных, телевизионных и обучающих программ с привлечением специалистов -- медиков, психологов, инженеров-програмистов, юристов. Но как быть с компьютерными вирусами или программами, распространяемыми через Интернет? За рубежом пока также нет достойных решений, но там, по крайней мере, признают наличие проблемы. Выходят даже художественные фильмы с более-менее точным описанием принципов скрытого воздействия на психику, например "Мозговой Шторм".

Не знаю, как вам, а мне уж очень не хочется помирать вместе с героем очередной компьютерной игры. Правда, герой умрет на экране, в виртуальной реальности, и затем чудесно воскреснет вновь. А в какой реальности окажусь я? В абсолютно чуждом мире, но он покажется обычным, ибо фактически это уже буду не я...