1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №242 (497) за 25.12.99

ПРО "БАБУ КАЮ" И ТУФЕЛЬКУ В СТАРОМ НОСКЕ

Поговорить с Кларой Новиковой в Киеве -- почти нереально. И не потому, что она этого не хочет -- она-то с удовольствием. Но ей надо и концерт дать, и на официальные приемы успеть, и с друзьями детства встретиться, и сходить на кладбище к маме... В общем, разговаривали мы с Кларой Борисовной уже в машине -- по дороге в аэропорт.

ХОМЯЧКИ БУДУТ ЛЕТАТЬ БИЗНЕС-КЛАССОМ

Вручаю крошечного пушистого снеговика: "Клара Борисовна, это вам. Все-таки, сегодня день святого Николая. Хотела вам сначала подарить хомячка..."

Клара, с ужасом: "Живого?! И что бы я стала с ним делать? Возить его с собой на гастроли?"

Тут в машине наступает страшное оживление, директор Володя мечтательно произносит: "В следующий приезд в Киев хомячку заказывайте билет -- он полетит бизнес-классом". Киевский администратор, мрачно: "А ты полетишь на крыле самолета!"

По дороге к машине, как водится, мужчины освобождают Клару от всей ручной клади, в том числе отнимают (почти силой!) внушительных размеров портфель. Клара: "Я вас умоляю, только аккуратнее -- это мои тексты!" Организатор: "Мне даже Жванецкий доверяет носить свой легендарный портфель!" -- "Жванецкому-то что -- он себе еще напишет! А я что буду делать?"

-- Клара Борисовна, а вы не пробовали писать монологи для себя?

-- Нет... Впрочем, это так называется, что я не пишу. На самом деле я все переделываю, переписываю. Если б вы заглянули в этот самый портфель -- там по три варианта каждого текста... Мой, как оказалось, самый любимый автор -- Александр Дудаладов -- осенью умер. Буквально за три дня до смерти он принес мне несколько новых вещей, и я решила, что обязательно должна их сделать. Обязательно!

-- Вы всегда подчеркиваете свою женственность -- а в то же время я в одном интервью встретила ваше утверждение, что "у актера нет пола".

-- Нет пола -- в том смысле, что актер должен уметь играть что угодно. Мужчину, женщину... Хоть столб! (Жест в сторону придорожных столбов, мелькающих вдоль Бориспольской трассы.) Алла Демидова играла Гамлета, Калягин -- тетку Чарлея. (Директор Володя: "И Табаков играл тетку -- в "Мэри Поппинс, до свидания!")

-- Никогда не хотелось попробовать себя в драматическом театре?

-- Легко сказать "хотелось"! На самом деле это почти неосуществимо. Меня приглашал Резникович в один проект -- играть в Киеве, в Русской драме пьесу модной московской драматургессы...

-- Неужели Птушкиной?

-- Откуда вы знаете? Мне (правда!) очень хотелось, Михаил Юрьевич Резникович -- мой учитель, я бы с удовольствием с ним работала. Тем более, не хотелось ему отказывать. Но для этого мне надо было полностью менять гастрольный график, подстраиваться под репертуар Театра Леси Украинки и четыре раза в месяц летать в Киев. Потом обнаружилось, что репетировать должен не Резникович, а его ученица... В общем, я отказалась. По-моему, они на меня обиделись.

-- Что для вас более чувствительно и болезненно: когда люди на вас обижаются или когда обижают вас?

-- Я очень болезненно переживаю и то, и то.

"МНЕ РАСПИСАЛИ ЦЕЛЫЙ МЕШОК СТАРЫХ ТУФЕЛЬ"

-- Вы умеете развеселить любого. А сами-то что делаете, когда тоскливо не кому-то, а вам?

-- Раньше я в таких случаях шла в магазин и покупала какую-нибудь новую тряпку. А сейчас? Даже не знаю... Помогает только работа.

-- Интересно, у кого вы одеваетесь?

-- Мои модельеры не столь известны, как Карден или Пако Раббан -- но я думаю, они просто не так раскручены. Мне нравится открывать новые имена. Вы видели вчера у меня на сцене туфельки во втором отделении? Их надо вблизи рассматривать! Там потрясающая роспись по замше! Я их просто сносила на сцене -- замша совершенно вытерлась. И вдруг меня познакомили с художницей, которая расписывает туфли. Я ей отнесла целый мешок старых любимых туфелек, сношенных на сцене -- и она мне их расписала. Вообще, если я одеваю любую вещь на сцену -- я ее в быту уже не одену.

-- Это что, какая-то примета?

-- Нет, не примета. Просто я так воспитана, так меня учили старые артисты. Я же помню великих стариков: никогда в жизни они не выходили на сцену в том, в чем пришли с улицы. Каждая туфелька у них была бережно завернута в какой-нибудь старый носок... И поэтому, когда я вижу, как актриса приезжает (пусть она даже выходит из машины!) и в той же обуви идет на сцену -- она для меня, как актриса, просто перестает существовать. Я так не могу. Должна быть некая особая предконцертная атмосфера. Именно поэтому я никогда не гримируюсь дома: я должна сесть, сосредоточиться, остаться наедине с гримировочным столиком... И на каждый концерт беру с собой несколько вариантов концертного платья -- я же не знаю, какое у меня будет настроение? На всякий случай надо заготовить несколько вариантов.

-- Клара Борисовна, признайтесь честно: когда вы отправляетесь на ответственную встречу, что для вас важнее -- продумать, что будете говорить или во что будете одеты?

-- И то, и другое... Как когда. Вчера, например, я понимала, что нужно обязательно соригинальничать, одеться во что-нибудь вызывающее: после концерта я ехала к Яну Табачнику на запись программы "Честь имею пригласить" и понимала, что все там уже давно сидят, и я, когда приду, должна непременно обратить на себя внимание.

-- Это правда, что в Москве вас избрали президентом клуба "Дамская шляпа"?

-- Правда, только клуб уже "приказал долго жить". А мои шляпы -- есть. И будут!

"МОЙ ПАПА -- КРАСАВЕЦ"

-- Честно говоря, вы производите впечатление женщины, которая в жизни не пьет, не курит...

-- Не курю -- это точно. А пить... Раньше с удовольствием могла выпить красного вина. А теперь у меня такая диета, что мне вина нельзя. Можно только водку. Только я ее не люблю. Потому выпиваю не больше, чем 50 граммов. Хотя, порою позволяю себе: после концерта, после таких страшных нагрузок (три с половиной часа на сцене, одна, без всяких там оркестров и помощников!) -- это такое удовольствие -- расслабиться, скинуть с себя груз ответственности и работы! Или вот сегодня... Я ходила на кладбище, на могилу к маме -- у меня там очень нелегкая миссия: я не имею права предаваться печали, потому что вместо этого должна поддерживать папу, который рядом со мной.

-- Ваш папа по-прежнему живет в Киеве, насколько я понимаю, совсем один. Почему бы вам не забрать его к себе?

-- Да, он совсем один. Но переезжать не хочет. Папа прекрасно понимает, что я не смогу там уделять ему много времени -- я ужасно занята и все время в разъездах. А тут есть пара женщин, которые к нему каждый день приходят, помогают, обхаживают... Папа -- молодец. Ему 86 лет, но он держится прекрасно, им все любуются, куда бы он ни пришел -- хоть в поликлинику, хоть на мой концерт. Он высокий, статный, очень красивый. Многие говорят: "Если он так красив сейчас -- то какой же он был в молодости?!"

-- Клара Борисовна, насколько я знаю...

-- Да вы все знаете!

-- Да нет, ну что вы... Только кое-какие разведданные! Вы ведь, извините за слово, уже БАБУШКА?

-- (Со вздохом.) Ой, как не хочется вас извинять!.. Да, у меня есть внук Лёвушка, я его называю Лёсик. Ему уже год и одиннадцать месяцев. Но я везде повторяю, что я не бабушка -- я "старшая мама". Бабушке положено возиться с внуками, нянчиться, а я с ним мало вижусь. И очень по этому поводу переживаю, вот два дня его не видела -- и уже страшно соскучилась. Я даже тут, в Киеве купила ему какие-то ботиночки. Теперь вот сдаю в багаж "три с половиной пары обуви" -- три своих и одни -- Лёвушкины.

-- Лёвушка уже бывал на бабушкиных концертах?

-- Не-ет! По-моему, он даже не знает, кем бабушка работает. Он знает только, что "баба Кая" ездит на машине. Я приезжаю, говорю: "Лёсик, поедем кататься?" -- и он тут же бросает все свои важные дела и бежит ко мне.

-- Где и как будете встречать "юбилейный" Новый год? Многие ваши коллеги в эту ночь намерены работать...

-- Конечно, артисты, которые в новогоднюю ночь выступают, зарабатывают втрое больше, чем в другие дни... Но я заранее отказалась от любых предложений и освободила себе 30-31 декабря. Буду дома. Наверное, меня опять, как всегда, моя семья "запряжет"...