1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (498) за 28.12.99

АСПЕКТЫ

Под каблуком у продавца?

Нередко продавцы исчисляют гарантийный срок на обувь со дня продажи. И это не в пользу покупателя: коль приобрел зимние ботинки летом -- то гарантия истечет еще до того, как обувку опробуют. Продавец спокоен: если проявится скрытый дефект -- потребитель не сможет требовать возмещения убытков. Вот случай из практики Украинской ассоциации потребителей. Дело было в Харькове. К 1 сентября некая студентка прикупила себе новые босоножки. Через две недели лак на обуви потрескался. Девушка потребовала заменить негодные туфли. Ей вручили другую пару -- якобы качественную. В это время похолодало и босоножки она не носила. Обула их лишь в мае, и снова "сюрприз" -- отвалилась подошва. На этот раз, когда покупательница обратилась в магазин с пожеланием получить обратно свои деньги, ей отказали. Добиться справедливости удалось только с помощью местной общественной организации по защите прав потребителей. Оказывается, условия продавца -- один месяц со дня покупки -- незаконны, ведь гарантийный срок на летнюю обувь установлен с 15 мая по 15 сентября. Так что дефект открылся именно в гарантийный срок... И лишь поэтому студентке вернули деньги!

Меняй сани летом, а штиблеты -- в сезон

Для неизбалованных украинских потребителей, привыкших без лишних "понтов" отовариваться на базарах, пожалуй, станет открытием, что у таких вещей как пальто, обувь, меха существует гарантийный срок, в течение которого изготовитель гарантирует нормальное, без неприятных сюрпризов, их "функционирование". За этот период вполне можно выявить скрытые подвохи и потребовать заменить негодный или фальсифицированный "прикид", а то и стребовать возврата уплаченных денежек. Нюансы в том, что исчисляется гарантийный период не как срок годности у продуктов -- с даты на этикетке, и не в течение определенного периода с момента продажи, -- а с начала соответствующего сезона. И сезон, между прочим, начинается не с первых дождей или морозов, а утверждается официально постановлением Кабинета министров. В частности, на:

одежду и меховые изделия
  • осенне-зимнего ассортимента -- сезон установлен с 1 октября,
  • весенне-летнего ассортимента -- с 1 апреля,

обувь
  • зимнего ассортимента -- с 15 ноября по 15 мая,
  • весенне-осеннего ассортимента с 15 марта по 15 мая и 15 сентября по 15 ноября,
  • летнего ассортимента -- с 15 мая по 15 сентября.
Так что "качать права" потребитель имеет право в рамках этого времени. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.

"Обуют" всю страну...

Как ни пытаются разбудить в наших потребителях чувство собственного достоинства, оно исчезает вмиг, стоит им шагнуть на базар. Здесь-то и обнаруживается подтверждение, что по-прежнему большинство из нас остается рабами устарелых стереотипов. Один из которых -- живучее заблуждение, якобы на рынке все дешевле, чем в магазине. Этим с успехом и пользуются господа торгующие.

Вот очередной тому пример -- история с импортным обувным кремом "KIWI", активно "раскручиваемым" сейчас рекламой. В сезон дождевых луж и снежной кашицы под ногами народ валом повалил на рынок раскупать вожделенное водоотталкивающее средство. На киевском рынке "Петровка", славящемся в народе своими более или менее разумными ценами, вышеназванный гуталин идет "на ура" по 4 гривни за 50-граммовую баночку, по той же цене и "KIWI" в тюбиках.

Каково же было изумление, когда в ЦУМе на Крещатике на раскладках со стельками да щеточками для обуви обнаружился тот же "KIWI", в такой же 50-граммовой упаковке, но всего лишь за... 1.95 грн. Фактически вдвое дешевле, чем у спекулянтов на популярном рынке! Зато с выдачей кассового чека и гарантиями качества. Словом, не стоит поддаваться ажиотажу на базаре, лихорадочно скупая "дефицит", иначе... -- "обували" нас, "обувают" и будут "обувать".