Выпуск газеты Сегодня №3 (504) за 11.01.2000
ПРОБЛЕМА ЛИФТОВ-2000
В КНИГУ РЕКОРДОВ
Справка "Сегодня". Самый древний из известных историкам лифтов был у римского императора Нерона еще в I веке, хотя "официально" первый лифт был установлен в 1743 году во дворце Людовика XV в Версале, чтобы тот мог подниматься в апартаменты своей любовницы. В 1795 году знаменитый Кулибин разработал винтовые "подъемные и спускные кресла" для Зимнего дворца. Все эти механизмы приводились в движение при помощи физической силы слуг или тяглового скота. Гидравлический лифт был изобретен во Франции в 1867 году (позже его установили на Эйфелевой башне), электрический -- в Германии в 1880 году. В Украине первый "подъемник" появился во Львове в 1836 году и прослужил 160 лет, а столичный прародитель лифтов исправно трудился с 1887 до... 1999 года в здании, где раньше находилось Министерство энергетики.
"Заточение" в лифте обычно длится не больше часа, а в гостиницах, где круглосуточно дежурит специалист, -- около десяти минут. Своеобразный рекорд был установлен в 1978 году. Когда механик Н. поднимался на сорокаметровую башню одного из столичных элеваторов, чтобы устранить небольшую поломку, лифт застрял на полпути. Сколько бедняга не стучал, из-за шума моторов его никто не услышал. Так и просидел лифтер в кромешной тьме двое суток, пока его не хватились коллеги.
МЕЖДУ ЛИФТОМ И СМЕРТЬЮ
Справка "Сегодня". В Киеве около 18 тысяч лифтов. В прошлом году к каждому из них ремонтники выезжали в среднем 8 (!) раз. Чаще всего лестничные пролеты пешком одолевают жители Ленинградского района (не работают 24 лифта), Жовтневого (15) и Московского (8). Меньше всего проблем у жителей Печерского, Радянского и Днепровского районов. Ежедневно в столице простаивает около сотни машин, 5 января их было 70 -- благо, Новый год никто в лифте не встречал.
По словам специалистов, виновники простоя лифтов прежде всего -- охотники за цветными металлами, которых привлекают катушки тормозных магнитов (в каждой около пяти килограммов меди). В одном только Ленинградском районе стянули около сотни таких катушек, а ведь стоимость одной -- 240 гривен. В одном из домов бесследно исчезли алюминиевые двери шахты лифта, в другом -- двигатель привода дверей стоимостью около 6 тысяч гривен. Хотя за порчу лифтового оборудования и предусмотрены штрафы, их, кажется, никто никогда не платил -- воров практически невозможно поймать на горячем, разве что сами жильцы подкараулят и устроят хорошую взбучку.
Но больше всего хлопот работникам аварийной службы лифтов доставляет детвора. Имена школьных друзей и любимых музыкантов, не говоря уже о ненормативной лексике, на стенах кабин выглядят довольно безобидно на фоне поджога кнопок вызова и плафонов ламп освещения, разгромов машинных помещений и катания на крыше или под днищем лифта. В 1998 году погибли двое парней, попавших под "гильотину" в точке пересечения кабины лифта и так называемого противовеса. В прошлом году подобную трагедию помогли предотвратить жильцы, услышавшие смех и переклички в шахте лифта и вызвавшие механика. Другая парочка подожгла пластмассовый плафон. Пламя начало капать на пол, ребята попытались его затоптать, и лифт остановился. Когда живший по соседству механик вытащил "пиротехников", на них уже горела одежда -- между жизнью и смертью были считанные минуты. Только в 1999 году в Киеве были демонтированы четыре сгоревших из-за шалости детей лифта.
ХОЧЕШЬ КАТАТЬСЯ -- УМЕЙ ДЕНЕЖКУ ПЛАТИТЬ
Обедневшие лифтовые хозяйства не могут справиться с многочисленными поломками и кражами, вот и пытаются "выкручиваться" по-своему. В Херсоне, например, в качестве эксперимента в нескольких лифтах установили специальные механизмы, позволяющие пользоваться подъемниками только при наличии у пассажира магнитной карточки. Жильцы покупают "проездные", а вырученные за них деньги идут на содержание лифтов. Но такая практика не вызывает у специалистов восхищения. Во-первых, одно только "гнездо" для карточки обойдется в 600 гривен (примерно столько же стоит годовое обслуживание лифта). Во-вторых, вряд ли все жильцы согласятся отдавать свои кровные за такой сервис. В-третьих, где гарантия, что новшество не понравится местным хулиганам и те не вырвут "контролер" или не залепят "гнездо" пластилином.
-- Есть только один, проверенный годами способ, удержать "на плаву" лифтовое хозяйство, -- считает Михаил Пономаренко, генеральный директор компании "Отис", обслуживающей 11 тысяч столичных лифтов. -- Если жильцы будут своевременно платить 4--5 гривен (с квартиры) в месяц, мы гарантируем бесперебойную работу машин. В последнее время все более действенным и популярным оказывается другой метод: если жильцы установили домофон, надежные замки на парадном и наняли консьержку -- и дом, и лифты в нем в полном порядке.
И В ОГНЕ НЕ ГОРИТ
Справка "Сегодня". Грузоподъемность обычных пассажирских лифтов -- от 2 до 6 человек (400 кг), грузовых -- до 5 тонн. Средняя скорость -- 1 м/с. В Европе и США популярны скоростные лифты, которые могут поднимать до 60 человек и двигаться со скоростью 5--7 м/с. Самые быстрые киевские лифты -- на телевышке (скорость 4 м/с) и в гостинице "Киевская Русь" (2,5 м/с).
В Киеве уже начат выпуск лифтов нового поколения, не требующих особого технического обслуживания (пусковой механизм находится не в машинном помещении, а непосредственно в шахте), бесшумных, оборудованных небьющимися лампами освещения и несгорающими кнопками вызова. К тому же, эти машины употребляют на 30% меньше электроэнергии, чем их предшественники, да и выглядят привлекательней. 350 "новичков" уже работают в столице. Среди заказчиков -- банки, офисные центры, гостиницы, строительные компании. Даже посольство Ватикана в Киеве заказало лифт с соответствующим художественным оформлением. Редко, но встречаются и частные заказы: недавно один бизнесмен приобрел для своей двухэтажной дачи лифт с белоснежной кабиной (минимальная стоимость такого "удобства", кстати, 45 тысяч гривен).
СОБАКА НА ГОЛОВЕ
Не обходится в работе лифтеров и без курьезов. Механик перед тем, как начать ремонт лифта, заклинил двери перемычкой -- взрослый человек не может ее не заметить. В дом вошла дама с собачкой. Пес, обрадовавшись, видимо, что лифт свободен, перепрыгнул через перемычку и сиганул в шахту... прямо на голову механика. К счастью, оба отделались лишь легким испугом.
P.S. Аварийная служба лифтов (телефон в Киеве B0-86) предупреждает: попытка самостоятельно выбраться из застрявшего лифта может привести к травмированию. Следует вызвать диспетчера по радиотелефонной связи, а в случае ее неисправности звать на помощь и дожидаться прихода механика-лифтера.