1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (504) за 11.01.2000

СТАНЕТ ЛИ ПОКУПАТЕЛЬ КОРОЛЕМ РЫНКА?

Уже и одеты наши граждане не с конвейера фабрики "Серп и молот", а в приличных магазинах... И не набрасываются жадно на выброшенный в конце месяца дефицит... Однако, несмотря на подобные трансформации, в душах большинства из нас сохраняется неизлечимое раболепие перед первым встречным продавцом -- пусть даже из обшарпанного уличного ларька. А ведь при наступившем изобилии, казалось бы, не торговец, а господин покупатель должен чувствовать себя хозяином. Но нет, правила игры и нынче по-прежнему навязывает продавец, а за один и тот же товар с каждым разом платим все дороже... Тем временем во всем цивилизованном мире потребители давно застолбили свои права наравне с другими свободами личности. Пускай на это ушли десятилетия, зато там потребитель -- король рынка. Хорошо бы и нашим гражданам избавиться от комплексов и научиться отстаивать собственные интересы, добиваться компенсаций за обман и обиду! Иначе жулики по ту сторону весов и прилавков будут и дальше безбедно "варить" деньги на нас, "непуганных лохах", а мы -- способствовать чужому процветанию.

ВСЕ -- НА БОРЬБУ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИМПОТЕНЦИЕЙ!

Отечественного потребителя еще с 1991 года защищал соответствующий закон, а с 1992-го -- и Госпотребзащита. Не станем кривить душой, защищал на первых порах формально. Но практиковавшиеся потребзащитниками поначалу "шмоны" рыночных торговцев мало-помалу были оттеснены на второй план иными приоритетами: все больше покупателей нуждались в независимой экспертизе, юридической помощи. Продавец-жулик ни для кого не новость -- сегодня куда важнее возможность проверить качество купленного товара и в случае "прокола" вернуть свои денежки. Вот почему, кроме государственного органа, на стражу интересов покупателей в свое время заступила и Ассоциация потребителей -- национальное объединение инициаторов украинского консьюмерского движения из областей. И вот результат: вклад обеих потребительских организаций, "играющих" на ускорение экономических перемен, наконец, сочли очевидным. Ведь сформировать "новое потребительское мировоззрение" у вчерашних "совков" -- не так уж и мало. Потому что сегодня только нам с вами, отстегивающим гривни из своего кошелька в пользу того или иного производителя, под силу то, с чем не могут справиться многочисленные конторы -- противостоять засилью суррогата и фальшивок. Потому что, игнорируя самокатную водку или контрабандную тушенку, можно разорить целый подпольный синдикат! Однако для этого покупатель должен быть как следует подкован: назрел момент для специальной потребительской информации -- специализированных журналов и телерадиопрограмм; газетных рубрик, таких, как наша; даже школьных учебников.

ИЛЬИЧ ЗАВЕЩАЛ УЧИТЬСЯ. А УЧИТЬ БУДЕТ "ИНСТИТУТ ПОТРЕБИТЕЛЯ"

Международное потребительское движение давно может позволить себе такие принципы, как независимость от бизнесменов, политиков и рекламы, финансовая прозрачность. Во всяком случае, на днях журналистам уже презентовали новую организацию -- благотворительный фонд "Институт потребителя", который будет аккумулировать средства на программы защиты покупателей и отечественного рынка. Не подумайте, что еще одна контора будет оберегать рынок от фальшивок, а нас от небезопасных товаров: главная цель института -- просвещение. Первым шагом новорожденного стал выпуск учебника "Основы потребительских знаний" для старшеклассников.

За рубежом со школьной скамьи учат, как относиться к рекламе и делать покупки, менять валюту и даже рационально пользоваться электроприборами. У нас же не каждый взрослый покупатель знает о своих даже самых элементарных правах и возможностях, а органы потребзащиты считает разве что "скорой помощью". Например: купили вы брюки в престижном магазине на Крещатике -- они после первой же чистки пришли в негодность. Что делать? "Основы потребительских знаний" не только предлагают ознакомиться с соответствующим пунктом закона, но и во всех деталях расписывают механизм действий в случае его нарушения. Учат, как оформить претензию и добиться возмещения ущерба. А кроме того -- помогут разобраться в хитросплетениях штрих-кодов, кодировках на этикетках, премудростях предоставления скидок. Посвящают в нюансы страхования туристов, дают "ключи" к распознанию фальшивых денежных купюр. Неудивительно, что изданная 4-тысячным тиражом книга мгновенно стала бестселлером. Министерство образования рекомендовало ее для изучения в 8--10 классах. После апробации учебника в 36 школах страны он будет дополнен новыми материалами. Спрос ажиотажный: в отличие от физики и химии, книжка явно будет зачитана до дыр не только школярами, но и их родителями и педагогами. С появлением на свет первого учебника потребительской науки как-то крепнет уверенность, что процесс просвещения покупателей станет постоянным -- такому "хобби" в нашей далекой от идеала стране можно не изменять всю жизнь.