1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (504) за 11.01.2000

ШАШКИ И ВАЛИДОЛ -- "НА ШАРУ"

Кому не приходилось ощущать на собственной шкуре все прелести отечественной железной дороги? Считайте, вам еще повезло, если окошко в вашем купе не закрывалось на обратном пути из Крыма в летний период... Куда хуже, если выпало счастье бороться с вагонными задвижками в первые ноябрьские морозы под леденящим ветром на ходу поезда! Самое интересное, что цена билетов на проклятые места под неисправными окнами ничуть не меньше, чем на хорошие. Все зависит от того, насколько не посчастливится. К примеру, однажды, предварительно отстегнув за билет свои кровные, угораздило оказаться на полке, где постель всю дорогу заливало дождем. А куда денешься -- деньги уплачены авансом, "поезд ушел"...К тому же, во всех вышеперечисленных случаях проводники отказывались предоставить иное, более благополучное местечко: ну, не они продают билеты и не сами ремонтируют вагоны! А мы так уж устроены, что даже свалившись с дикой простудой и высокой температурой на больничную койку после такой поездки в фирменном поезде, иск в суд против управления железной дороги так и не подали...

И все же кое-какие права на случай общения с этим могущественным монополистом у нас, пассажиров, есть.
  • Даже в пути пассажир может перейти в вагон вышеоплачиваемой категории, например -- из купе в более комфортный "СВ", если там есть свободные места. Оплатить придется только разницу в стоимости проезда.
  • Не пассажир должен униженно клянчить постельные принадлежности, а проводник сам обязан их приносить в купе, к тому же ему надлежит помочь застелить постель инвалидам и людям преклонного возраста. Негоже "стюарду" и забирать в залог паспорт за милостливо выданное "с барского плеча" путешественнику одеяло, а также оглашать спозаранку купе криком: "Сдавайте постель, санитарная зона!" На самом деле экспроприировать простыни и полотенца страж вагона может не раньше, чем за 30 минут до прихода поезда в пункт назначения.
  • За полчаса до прибытия проводник должен предупредить пассажира о подходе поезда к его станции и возвратить проездные документы, в том числе -- квитанцию за оплату постели.
  • Коль железнодорожники умудрились продать билет на одно и то же место двум пассажирам, проводник обязан впустить обоих путешественников в вагон и совместно с начальником поезда (а таковой непременно есть в каждом составе) все же разместить их.
  • Не клянчите униженно у проводника "немножко кипяточку для кофе" или "водички" и не поощряйте его потуги содрать с вас за них мзду -- кипятком, как и охлажденной кипяченой водой, пассажиров обязаны угощать "на дармовщину".
  • Нередко пассажиры вынуждены выпрашивать у соседей по вагону валидол, аллохол или "что-нибудь от головной боли". Для многих из них станет открытием, что медикаменты в пути им должны предоставить бесплатно из поездной аптечки.
  • В последнее время для развлечения "в дороге длинной" проводники начали предлагать пассажирам напрокат за одну--три гривни всяческие электронные забавы. Однако, если ваш поезд 1 класса, то настольные игры вам полагаются тоже бесплатно. Как и музыка местных радиостанций с 8.00 до 22.00.