1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (506) за 13.01.2000

"ДВОЙКА" НЕ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, А ПРОЗРАЧНЫЙ НАМЕК НА РЕПЕТИТОРСТВО

"...Я не довольна тем, как преподают в моей школе, -- пишет нам читательница. -- Учителя видят класс из 30 человек и не видят отдельно каждого ученика, всем объясняют одинаково. На уроках истории вообще ничего не понятно -- верить или не верить сказанному, та же ситуация и с литературой..."

Экономические проблемы, которые переживает сегодня общество, коснулись и образования. Теперь "двойку" сына родители нередко воспринимают не как оценку знаний, а как прозрачный намек учителя на подарок или желание стать для их чада репетитором. Вопрос о выделении денег на нужды школы вообще не снимается с повестки дня семейного совета. Некорректное отношение учителей к детям, отсутствие индивидуального подхода, социальное расслоение в классе, -- все это следствие одной проблемы -- кризиса.

О причинах ситуации, сложившейся в системе образования, о перспективе развития мы говорили с начальником Главного управления образования г. Киева Борисом Жебровским.

ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ МЫ ШКОЛЫ НЕ УЗНАЕМ

-- Изменить кардинально всю систему образования в 2000 году невозможно, -- считает Борис Михайлович. -- Но многое нам сделать все-таки удается. Вскоре мы заканчиваем свою программу "Пути реформирования образования в городе Киеве". К концу следующего года будет подготовлен новый проект "Столичное образование XXI века", где будут заложены качественные изменения. Думаю, что через 10--15 лет у нас появятся возможности для создания учебной программы для каждого ученика по его психологическим, интеллектуальным и физическим способностям. Корректироваться она будет каждый год.

-- А есть уже такие "первые ласточки" в столице?

-- Первая экспериментальная школа, где отрабатывается индивидуальный подход к детям, уже действует. Это школа "Экстернов". В основном там учатся дети, которым по каким-то причинам не подходит традиционное школьное образование. Между тем я противник экспериментов в народном образовании, которые ведутся широким фронтом. Революция здесь неуместна.

-- Индивидуальный подход -- это только одна из проблем современной школы. Но существует ведь и много других...

-- Другая, более сложная, -- консерватизм учителей, их невосприятие критики. Учителя не должны претендовать на истину. Их обязанность говорить о том, что на позицию писателя, исторического деятеля или событие существует много точек зрения. Нужно научить детей искать информацию, обрабатывать ее и защищать свою точку зрения. Это единственный путь что-либо изменить в сознании. Во Франции, например, историю последних десятилетий не изучают, потому что архивы будут вскрыты лишь через сто лет. Любое историческое событие нужно показывать через судьбу отдельного человека.

-- Может причина нежелания учителей менять себя и учеников в том, что их труд не шибко высоко ценится в материальном плане?

-- Безусловно, на оклад в 147 гривен работать на полную отдачу сложно. К учителю общество предъявляет требование воспитать нового человека, а сами учителя оказываются выброшенными на социальную панель. Поэтому кто полы моет, кто дилером подрабатывает, кто на подарки рассчитывает, а кто "двойки" ставит для того, чтобы потом заниматься репетиторством. Такая ситуация привела к сложным духовным последствиям -- учитель потерял авторитет честного, принципиального, неподкупного интеллигента. Еще одна проблема -- старение кадров. Казалось бы, опыт -- это хорошо, но, с другой стороны -- это неврозы, частые срывы.

-- И с учениками теперешними не соскучишься...

-- Cоциальное расслоение cреди школьников нас тоже очень волнует. Один из способов решения проблемы -- введение обязательной школьной формы. Для тех, кого не устраивают обычные школы, работают частные, которых в столице уже больше двадцати. Их появление вызвано потребностью населения и они имеют свое право на жизнь. Талантливые преподаватели негосударственных школ создали собственные программы, методики и по ним трудятся. Сейчас мы уже думаем о возможности применения их опыта в государственной школе. Есть у нас и свои собственные нововведения. Достаточно уникальный приказ по Главному управлению образования о том, что каждая киевская школа должна иметь одного партнера-школу за рубежом и другого -- украинскую сельскую школу. Заключены прямые соглашения с 39 европейскими столицами о сотрудничестве. Приятно отметить, что только в Киеве управляет школой триединый союз учителей, старшеклассников и родителей, аналогов которому нет в странах СНГ. Мы понимаем, что без родителей невозможно движение вперед. Дни самоуправления в школе проводились и десять лет назад, а вот день родительского управления -- это впервые. Можно сказать, что опыт 18 гимназий был удачным. Родители на себе прочувствовали, что значит быть учителем. Кстати, с недавних пор я строго запретил своим коллегам употреблять слово "выживать" и теперь мы живем и движемся вперед.