Выпуск газеты Сегодня №5 (506) за 13.01.2000
В ГРЕЦИИ ЕСТЬ ВСЕ -- В ДЕФИЦИТЕ ЛИШЬ УКРАИНСКИЕ МОРЯКИ
...Греки пришли к нам почти три тысячи лет назад. В беседе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Греции Димитрисом Кантумасом я постарался разузнать интересные подробности о современном развитии украинско-греческих отношений.
-- Господин Кантумас, в торговом флоте Греции сейчас служит около 20 тысяч украинских моряков. В чем причина столь высокого числа "наемников"?
-- У Греции самый большой на Земле торговый флот, а также единственное в мире Министерство торгового флота. А у вас -- высококлассные специалисты, испытывающие трудности с работой. Поэтому в Украине работают представительства сразу нескольких наших компаний, занимающихся крюингом, то есть, подбором кадров для флота. Такие офисы есть в Киеве, Мариуполе и Одессе. Причем речь идет не только о наборе подсобных рабочих и матросов, но и о командном составе. На днях представитель такой крюинговой компании жаловался мне, что спрос на ваших специалистов столь высок, что им с трудом удается его удовлетворять!
Кроме того, в Киеве существует еще одна компания, которая собирается "запустить" программу по обучению и переквалификации офицеров ВМФ Украины, чтобы они смогли работать на торговых судах Греции. Словом, существует немало возможностей для развития деловых отношений и увеличения товарообмена с вашей страной.
-- И какие же направления вы находите перспективными?
-- Скажем, сегодня в Украине не найдешь греческих цитрусовых. Или оливки: их привозят из Израиля, Испании, Турции, но только не из Эллады. Увы, товарооборот между нашими странами резко упал после российского финансового кризиса (c $250 млн. в 1996 г. -- до $147,4 млн. в 1998.) Разве это нормально, ведь мы практически соседи! К слову, в ближайшем будущем мы планируем организовать постоянно действующую выставку греческой продукции. Кроме того, готовы предоставить Украине автоматически возобновляемый экспортный кредит в $40 миллионов с условием, что на эти деньги будет поставляться именно наша продукция. Сейчас это предложение обсуждается с Национальным Агентством Украины по вопросам развития европейской интеграции.
-- Что же препятствует оживлению сотрудничества?
-- В первую очередь -- немыслимые бюрократические проволочки, обилие всевозможных подзаконных актов и непредсказуемая смена законов. Инвестор должен быть уверен, что договор, который он подписывает сегодня, или условия, на которых он инвестирует деньги в экономику страны, не изменятся хотя бы в течение нескольких лет.
-- А что бы вы могли импортировать из Украины?
-- К примеру, два крупнейших греческих судовладельца уже давно пользуются услугами ваших судостроительных компаний. Один из них -- г-н Ласкаридис -- строит здесь судно-рефрижератор, другой -- г-н Варданиянис -- заказал в Николаеве уже шестое (!) судно. Значит, наши бизнесмены доверяют мастерству украинских судостроителей, а вот сумеют ли украинцы наладить более масштабное сотрудничество, будет зависеть от вас. Ну а нам, разумеется, заведомо выгоднее строить суда здесь, а не в Японии.
Напомню и о том, что между министерствами транспорта наших государств давно уже обсуждается вопрос о функционировании постоянной морской линии между Одессой и Пиреем. И, само собой разумеется, никто не допустит, чтобы суда "возили воздух". Хотим также попробовать наладить судоходные линии до Ялты и Одессы. Ваше руководство должно понять, что роль государства, входящего в европейский рынок, заключается в содействии контактам между заинтересованными частными лицами. Я же, в свою очередь, буду всесторонне освещать перспективы таких деловых контактов.
-- Господин посол, насколько верна популярная у нас крылатая фраза, что, мол,
"в Греции все есть"?
-- Вы знаете, она, наверное, недалека от истины: у нас есть и прекрасное солнце, и чистое синее море, а зимой -- даже есть снег, много снега. Еще у нас есть очень много украинок.
-- ?!
-- Дело в том, что между греками и украинками заключается довольно много браков -- так сказать, разнообразим генофонд светловолосыми детьми. А вот за украинцев гречанки замуж пока не выходят -- но, может, доживем и до этого.