1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (506) за 13.01.2000

РЕКОРДСМЕН ПО ПЕКТОРАЛИ

О композиторе Юрии Шевченко говорят, что он пишет музыку чуть ли не для всех киевских драматических театров. И, увидев его фамилию на той или иной афише, знатоки говорят: "Будет кому пектораль присуждать". Престижный театральный приз "Киевская пектораль" Юрий получил уже пять раз. И этот своеобразный рекорд способен "побить" только он сам.

Сегодня заслуженного деятеля искусств Украины приглашают в жюри всевозможных музыкальных и театральных конкурсов. Но в душе он остался таким же озорным, как в далекие консерваторские времена. Тогда он писал со своим другом Михаилом Серебряным по-хулигански задорные пьесы-"капустники", от которых умирали со смеху студенты и педагоги. Из одной из них решили было сделать мюзикл консерваторскими силами. Уже и репетировать начали, да тут соавтора в армию забрали. На этом все и кончилось. Но на сцену Юрия неудержимо тянуло.

Его первое появление перед публикой было вовсе не в качестве композитора, а... исполнителя на крайне экзотических музыкальных инструментах в составе московского ансамбля "Академия старинной музыки". Известная скрипачка Татьяна Гринденко обратилась к Юрию Шевченко с просьбой найти замену заболевшим музыкантам. "Играть" симфонию Леопольда Моцарта нужно было на детской свистульке, трещотке и стартовом пистолете. Итак, взяв в помощь своего приятеля, в затертом свитере и джинсах, контрастируя со строгими туалетами приезжих музыкантов, будущий заслуженный деятель искусств впервые поднялся на сцену. Успех был потрясающий. Зрители покатывались от смеха, наблюдая, как известный пианист Алексей Любимов время от времени пытается вырвать у юного импровизатора трещотку, чтобы тот не нес на ней отсебятину.

Сегодня Юрий вспоминает об этом с улыбкой. В молодости он мечтал писать симфонии и квартеты, но спрос был только на песни. Пришлось осваивать то, чему в консерватории не учили: сочинять мелодии, и не просто красивые, а запоминающиеся. Получилось: "Мовою матери" и "Тиша тишу доганяє" были по-настоящему популярными в восьмидесятые. Что касается пристрастия к театрализованным действам, оно дает плоды. Также, как и его неистрибимый максимализм -- ну не умеет Юрий работать с людьми, которые ему не нравятся! Но уж если кто по сердцу придется -- сделает все, что надо, и даже больше. Так появились его лучшие работы, к примеру -- взбудораживший артистическую элиту спектакль Молодого театра "Дон Жуан" в постановке Станислава Моисеева, с которым композитора связывает давняя дружба (одна из трех "пекторалей" за него принадлежит композитору Шевченко).

Еще один результат творческой дружбы -- созданию оригинального репертуара для украинского танцевального ансамбля "Шумка" из Эдмонтона (Канада). Уже три первые одноактные балеты "Катруся", "Перун" и "Времена года" в 1995 году с триумфом объехали всю Канаду. Канадская "Шумка" приняла в свою большую семью украинского мастера звуковой палитры. Недавно на киностудии имени Довженко завершилась запись музыки четвертого -- "Золушка". Из Канады контролировать процесс приехали руководитель эдмонтонского танцевального ансамбля Гордий Гордон и продюсер Михайло Сулима. В оркестре играли лучшие музыканты Киева, дирижировал Сергей Малеванный. Он так хорошо проявил себя в работе над звуковой версией, а также на премьере трех балетов предыдущего проекта в Эдмонтоне, что его решили выписать из Греции (где он сейчас живет). Запись длилась пять дней, вернее, ночей. И закончилась всего за несколько часов до отлета в Афины безумно уставшего от напряженной работы дирижера.

З-го марта "Шумка", которой исполнилось сорок лет, начинает свой тур по Канаде. Если хватит спонсорских денег, "Золушка" приедет на свидание и с украинским зрителем. Тогда мы сможем оценить труд хореографов Джона Пихлика и Виктора Литвинова, художника по костюмам Марии Левитской, а также создателя музыки Юрия Шевченко. В его музыке -- искренность, непосредственность и какая-то особенная весенняя свежесть: недаром композитор в одном из интервью сравнил произведение искусства с букетом цветов, который один человек дарит другому от чистого сердца. Юрий не любит об этом вспоминать, так как давно перестал говорить красиво.

Как и в молодости, его любимая одежда свитер и джинсы. Так же как и в молодости, он избегает светской суеты, неловко чувствует себя в лучах славы. Когда б его воля -- вовек бы никуда не уезжал с любимого Печерска (Какой смысл? Ведь и здесь жизнь бьет ключом). Готовил бы на праздники фирменное блюдо -- курицу на банке и угощал жену Оксану и двух Шуриков (дочь и зятя), а также многочисленных родственников и друзей. Если их всех или почти всех собрать вместе, как это было на серебряной свадьбе Юрия и Оксаны, то в двухкомнатной квартире на бульваре Леси Украинки в полном и переносном смысле будет мало места. А вообще-то, друзьями Юрий Шевченко считает всех людей на свете. Ни о ком никогда не говорит плохо, И, наверное, поэтому все, что он создает, исполнено невероятной душевной теплоты.

Когда-то молодой композитор мечтал написать произведение, которое, подобно Библии, было бы понятно всем без исключения. Только одни следили бы за увлекательным сюжет, а других привлекала бы философская глубина. Когда я напомнила Юрию об этом, он рассмеялся: "Я, наверное, поглупел с тех пор, а может, поумнел, так как считаю, что подобная задача под силу только Баху или Моцарту. Мне бы хоть кого-нибудь заинтересовать". Слава Богу, интерес к творчеству Юрия Шевченко в музыкально-театральных кругах не иссякает Сейчас он снова пишет музыку для нескольких спектаклей. В том числе -- к шекспировскому "Гамлету" в постановке Станислава Моисеева. Уверена, это опять будет праздник для души, ведь когда за дело берутся верные друзья-соратники -- успех гарантирован.