1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (507) за 14.01.2000

ПАРЛАМЕНТ РАЗРОДИЛСЯ БОЛЬШИНСТВОМ

То, о чем сочиняли анекдоты, наконец-то воплотилось в жизнь. Вчера Михаил Сирота, выступая с трибуны парламента, объявил о сформированном парламентском большинстве. 237 депутатов из 11 фракций поставили свои автографы в документе, подтверждающем намерение народных избранников выступать отныне единой командой.

Похоже, такое заявление застало врасплох не только часть левых фракций, но и спикера парламента. Александр Ткаченко так посмотрел на Сироту... что тот чуть не начал заикаться. Однако факт налицо -- правоцентристы согласны отныне стать совсем другими: т.е. не "использовать трибуну Верховной Рады для политических баталий, которые уменьшают авторитет высшего законодательного органа", настроиться на "конструктивное сотрудничество Президента, Верховной Рады и правительства", а также взять на себя солидарную ответственность за социально-экономические преобразования. Словом, заявление получилось действительно хорошее: здесь и просьба общественности поддержать большинство в его хороших начинаниях, и декларации типа донести избирателям жажду "ответственно работать" и прочее...

Однако насколько такое решение будет продуктивно, пока неизвестно. По словам руховца Вячеслава Кириленко, большинство должно пройти несколько этапов на выживание: "Первым будет голосование по бюджету (как оказалось впоследствии, депутат был абсолютно прав. -- Авт.), второй будет касаться проведения референдума, так как фракции, вошедшие в большинство, имеют разные точки зрения. И наконец: будут ли восприниматься правительственные законы, которые ограничат некоторые лоббистские пожелания"...

Особенно небезынтересно было получить комментарий по этому поводу у народного депутата Александра Волкова, который, как поговаривают, имеет большое влияние на депутатов, но который не так давно заявлял, что настоящего большинства в Верховной Раде не было, нет и быть не может, а значит, такой парламент должен "умереть":

-- Я не говорил, что большинства не будет. Будет просто ситуативное большинство, -- заверял он. -- Ведь не хитрое дело -- собрать подписи депутатов под заявлением. Намного тяжелее собрать этих депутатов самих в зале. Т.е. подписаться можно, а в действительности никакого большинства не будет.

-- Как вы считаете, не повлияет ли формирование большинства на проведение референдума?

-- Я хотел бы сказать всем читателям "Сегодня", что Президент не принимает решения проводить или не проводить референдум. Леонид Кучма говорил, что если будет волеизъявление народа, а парламент не сформирует большинства, тогда он примет соответствующее решение.

-- Т.е.,если я вас правильно понял, второе условие может быть не выполнено?

-- Я еще раз повторюсь: посмотрим, как это большинство будет работать. Чек это еще не ботинки...

Похоже, можно сделать вывод: заявление о формировании большинства еще не значит, что референдума по роспуску парламента удастся избежать. К тому же, когда депутаты принялись за рассмотрение бюджета, частично оправдались и прогнозы о том, что "большинство" еще не может работать слажено.

Тон выступлений, естественно, задавали левые, которые каким-то образом пытались получить реванш, а, следовательно, и доказать, что они и без большинства могут диктовать свои условия. Скажем, Наталье Витренко жутко не понравилось бюджетная статья о защите многодетных матерей, внесенная депутатом Александром Волковым. Социалист Александр Лавриненко высказал сожаление по поводу неучтенных социальных гарантий, а коммунист Владимир Моисеенко в резкой форме потребовал от правительства заложить в законопроекте статью о возвращении населению проиндексированных сбережений.

Масла в огонь подлил и спикер Александр Ткаченко, который призвал левую часть зала проголосовать за "неприйнятність" законопроекта бюджета. Его поддержало 167 депутатов, что было достаточно, чтобы таким образом вообще завалить проект правительства. Естественно, разгорелся большой скандал. Вот как прокомментировал эту ситуацию народный депутат Виктор Суслов:

-- "Неприемлемость" по регламенту означает, что этот законопроект нужно проверить на соответствие Конституции. Следовательно, такое голосование не означает полного отклонения проекта, а лишь проведение дополнительной экспертизы на предмет соответствия его Основному закону. В данном случае г-н Ткаченко абсолютно неправомерно ставил на голосование вопрос о неприемлемости, т.к. речь о несоответствии бюджета Конституции не шла. Это было не что иное, как попытка отклонить проект меньшинством голосов. Александр Николаевич сыграл свою игру, дабы продемонстрировать: только что объявленное большинство не может повлиять на принятие решений и ему вполне достаточно проводить нужные решения голосованием меньшинства. Кроме того нанесен удар по престижу вновь сформированного правительства и оно теперь вынуждено будет как-то защищаться. Я прогнозирую еще большее обострение отношений между исполнительной и законодательной властью, а это, по моему мнению, обострит отношения и внутри самой Верховной Рады...

Так оно и получилось. Разгневанный Волков в кулуарах вопрошал "идейных отцов" большинства: "Ну что, получили? Видите, как сработали?" Однако замешательство длилось недолго: почти через час предложили проголосовать по бюджету вновь, и Верховная Рада благополучно отправила проект на повторное второе чтение, поручив Кабинету министров в течение двух недель доработать его и в первых числах февраля внести на рассмотрение парламента. Другими словами, левые все-таки добились, что по отношению к бюджету выражение "пошел вон" было заменено более мягким "будете проходить мимо -- проходите".

Последним аккордом вчерашних словопрений стало заверение Виктора Ющенко о том, что у нынешнего бюджета есть только две ахиллесовы пяты: не очень совершенная социальная политика и проблема регионального финансирования. По его мнению, на базе старой налоговой системы нельзя успешно решать задачи по наполнению местных бюджетов. Относительно социальных выплат он высказался в том духе, что если Верховная Рада вслед за утверждением бюджета согласится принять 20 совершенно новых экономических законопроектов, инициированных Кабмином, то уже в этом году можно ожидать поступления в бюджет дополнительных 5,1 млрд. грн.

А тем временем координатор парламентского большинства Леонид Кравчук совместно с лидерами фракций, которые в это большинство вошли, проводил пресс-конференцию. Главным ее лейтмотивом было фактическое согласие председателей фракций и групп немедленно приступить к смене руководства парламента и отозвать с должностей спикера Александра Ткаченко и его первого зама Адама Мартынюка, которые, по словам г-на Кравчука, "не сумели консолидировать Верховную Раду". "Терпение наше закончилось", -- подытожил Леонид Макарович.

Что касается планов большинства на будущее, то депутаты, входящие в него, собираются инициировать в первую очередь изменения в регламент работы, согласно которым все решения в сессионном зале будут приниматься в поименном режиме. В перспективе также принятие моратория на внесение тех законопроектов, которые, по словам Леонида Кравчука, "возбуждают депутатов и превращают трибуну Верховной Рады в поле политических боев". Он также уверен, что смена руководства парламента не превратится в "долгоиграющую" спикериаду, а произойдет "оперативно, разумно и эффективно".