1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (509) за 18.01.2000

ОТ ЖИЗНИ ОН ЖДАЛ САМОЙ ЖИЗНИ. ЕМУ БЫЛО, ЧЕМ ЕЕ НАПОЛНИТЬ

photo
Вчера Украина прощалась с замечательным актером, народным артистом и народным любимцем Сергеем Ивановым. В ночь на 15 января он скончался, не приходя в сознание после обширного инфаркта, не дожив и до пятидесяти -- всего 48 лет. В последние годы он не был слишком востребован в кино -- только и всего, что снялся в "Двух Юлиях" у Алены Демьяненко. Был увлечен телевидением, готовил новый проект...

Почему-то так всегда бывает: после смерти человека станешь перечитывать его интервью -- и невольно находишь что-то особенно значимое...
* * *

-- Я почувствовал себя человеком уважаемой профессии -- Актером, когда был в Голливуде. Если бы вы видели, как меня там принимали! Наверное, это во многом зависит от отношения к собственной культуре... Мой дед был языковедом, автором многих книг, но академиком так и не стал, потому что не захотел вступать в КПСС, бабушка -- математик, папа -- журналист, мама -- химик. Достаточно демократичная палитра. Видимо, поэтому моя семья не видела проблем в том, что я захотел поступать в театральный. Мне нравилось лицедействовать -- это мое.
* * *

-- Я не святой -- но во всяком случае, у меня никогда не съезжала крыша на почве звездности. Я привык относиться "к плечам, а не к погонам", которые на них. И хотел бы, чтобы так же относились ко мне.

* * *

-- Семья, которая у меня сейчас, -- это самое дорогое. Основа брака -- не та любовь, которую воспевают поэты. Уважение -- тоже не то. Но существует такая вещь, как... Нас в школе учили: идеальная поверхность под микроскопом оказывается множеством шероховатостей. Так вот, если эти шероховатости в основном совпадают, значит, с этим человеком хочется и есть смысл жить.
* * *

-- Вся страна пила -- и я пил, как все... Ну чуть-чуть ярче. Еще раз говорю: не было проблемы. Просто в тот момент я на какое-то время растерялся и решил спрятаться за киром, а потом понял, что никакого толка от этого не будет. Уже несколько лет, как я завязал совсем. Теперь бываю в разных компаниях -- и веселюсь, и "пьянею" вместе со всеми. Когда хорошо -- пить необязательно. У меня дома стоит бутылка коньяка возраста моей дочери -- 12 лет. Я сейчас думаю: когда я ее выпью -- на ее совершеннолетие или ее свадьбу?
* * *

-- Когда-то мама моего сокурсника по институту попыталась спрогнозировать будущее каждого из нас. Обо мне она тогда почему-то сказала: "Ты очень рано взлетишь наверх, в среднем возрасте у тебя будет провал, а потом, ближе к пятидесяти -- все будет о'кей".
* * *

-- Чего я жду от жизни? Самой жизни. Потому что я в состоянии ее наполнить.



КИНОРЕЖИССЕР ВЯЧЕСЛАВ КРИШТОФОВИЧ: "ОН БЫЛ ПАЛОЧКОЙ-ВЫРУЧАЛОЧКОЙ"

-- Когда человек умирает в 49 лет -- в этом что-то есть. И сказать, что мы не готовы к такой потере -- ничего не сказать.

Мы учились с Сережей на параллельных курсах, и впервые он снялся в моей курсовой работе "День полон музыки", потом были разные фильмы. Он был безотказный, может быть, потому, что мы были знакомы с со студенческих лет -- и в первых фильмах он был для меня талисманом, "палочкой-выручалочкой" и никогда не отказался. Потом наши пути разошлись, он стал очень известным артистом.

Его самые яркие роли были сыграны более 20 лет назад -- а люди его знают и любят до сих пор. Знаете, есть артисты очень хорошие, но не избалованные любовью -- в этом смысле он другой: его узнавали все и всюду -- прежде всего благодаря Кузнечику в фильме Леонида Быкова "В бой идут одни старики", хотя он сыграл намного меньше, чем мог бы. Сережа -- один из тех актеров, кто навсегда оставил свой след на экране -- запоминающийся, демократичный, подкупающий абсолютной искренностью. При том, что его внешность -- "неактерская", и его нельзя назвать "Актер Актерычем". И никогда он не злоупотреблял популярностью, не было никаких звездных "маний"...

Сережа был нормальным человеком с фантазиями, даже с безумными проектами, пытался делать какие-то телепрограммы, работать в кино -- как режиссер и продюсер. Он оказался как бы в стороне от "киношной" среды, и в этом смысле был мне очень симпатичен. Никогда не плакался, но пытался что-то делать. Большинство его планов, к сожалению, не осуществились. Но он всегда искал и находил работу.

Последние 5--7 лет мы не часто виделись -- он периодически звонил, рассказывал о новых планах, потом пропадал, снова звонил и извинялся -- хотелось что-то сделать вместе. У него было много хороших знакомых, творческих людей. Свою известность он старался направлять на реальные дела. У него была цель: найти себя в этом времени, в этой ситуации, нормально работать. Он не ждал помощи -- он помогал другим.

АКТЕР ЕВГЕНИЙ ПАПЕРНЫЙ: "НА ЕГО ЛИЦЕ БЫЛА ПЕЧАТЬ УЕДИНЕННОСТИ..."

-- Поначалу он был для меня просто смешным мальчиком-обаяхой Лариосиком из фильма "Дни Турбиных" -- мы встречались в Доме кино, на съемках. А когда он начал снимать свой режиссерский дебют "Медовый месяц", это совпало с грустными событиями в моей личной жизни. Он "вытащил" меня: вызвал на съемки в Ялту, дал роль, и мы провели удивительные дни летом у моря. Мы хотели вместе снимать еще один фильм -- это уже были серъезные творческие отношения.

Еще буквально неделю назад мы встречались на телепередаче, все рассказывали анекдоты, а я увидел на его лице какую-то печать: он был грустный, одинокий и малообщительный. Он что-то рассказал, а я вдруг сказал: "Кстати, о кузнечиках" и рассказал анекдот об австралийских кенгуру. Он мило улыбнулся...

АКТРИСА ИРИНА ТЕРЕЩЕНКО: "ЕГО УХОД -- ПРОЩАНИЕ С МОЛОДОСТЬЮ"

-- Сережа -- это моя юность, мы дружили в 70-е годы, это было прекрасное время. Я не знала его, как "Кузнечика", не успела воспринять и Сергеем Петровичем -- народным артистом Украины (ему года два назад присвоили звание). Судьба обошлась с ним не лучшим образом, свое расставание с профессией он переживал болезненно. Но то, что он успел сделать в молодые годы, его "задел" был очень мощным. Его уход -- это для меня прощание с нашей молодостью...

КИНОРЕЖИССЕР ОЛЕГ БИЙМА: "У НЕГО БЫЛ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ДАР ШОУМЕНА"

-- Мы с Сережей были почти однокурсниками -- я знал его с момента поступления в институт и даже какие-то две "подпольные" курсовые снимал с его участием по ночам. Это было совершенно неожиданное "пришествие" в театральный институт -- человек другой генерации, другого пошиба, другого образа мышления. До этого были "комсомольцы" -- а тут абсолютно иной типаж, иной имидж. Во "взрослом" кино я его снимал только в развлекательных картинах -- у него был дар (который, кстати, так и не был использован) шоумена -- легкий, варьетешный. Это проскальзывало и в его "серьезных" ролях. Три картины, в которых я его снял, как-то "в мир" особенно не пошли. В 74-м была картина "Ты+я=весна" -- одно из первых украинских развлекательных шоу, потом в 79-м -- "Свадебный венок", который положили на полку и не достали оттуда до сих пор, и "Улыбки Ничипоровки" -- 82-й год. Я сегодня вдруг вспомнил, что в этой картине все -- покойники. Там было четыре главных героя: Николай Гринько, Мария Капнист, Сережа и Назарий Яремчук...

Сергей был человек сложный, странный, неуловимый... Мне казалось, что с ним очень хорошо пить водку и легко общаться, но войти с ним в серьезные дружеские отношения -- трудно. Он казался немножко легкомысленным, "поверхностным", но имел колоссальный талант от Бога. Он не сидел ночами над текстами, не мучился над образом, как многие другие -- он просто приходил и брал. И во всех его героях на экране была легкость, незащищенность, нестабильность... Зрители обычно воспринимали не его, а его экранный имидж. А он всегда был этим очень недоволен и старался "откараскаться" -- от того же Кузнечика, от Лариосика. Ему всю жизнь этот колпак мешал. Иногда он даже был несправедлив к авторам этих фильмов -- к тому же покойному Леониду Быкову, да и к Владимиру Басову -- якобы они узурпировали его имидж. Хотя они-то были не виноваты -- они же его не заставляли быть на экране именно таким! Но самое главное, Сережа был очень искренний человек. И добрый. Наверное, это закономерно -- что он вот таким молодым, легкомысленным, талантливым и ушел.

АКТРИСА ВИКТОРИЯ МАЛЕКТОРОВИЧ: "ОН НИКОГДА НЕ ДЕРЖАЛ ДИСТАНЦИЮ"

-- На съемочной площадке фильма "Две Юлии", в котором мы снимались вместе, Сергей всегда был весел, вечно рассказывал какие-то истории, анекдоты. Никогда не "держал дистанцию", как это обычно бывает между молодыми, начинающими артистами и знаменитостями. С ним всегда работалось легко и приятно. Очень горько и обидно, что его с нами нет...

АКТЕР МИХАИЛ ГОЛУБОВИЧ: "ОН БЫЛ НАДЕЖНЫМ ПАРНЕМ"

-- Я страшно расстроился, когда узнал о его смерти. Как это ни прискорбно, но, к великому сожалению, наше государство оставило актеров кино без внимания -- они предоставлены сами себе, и много прекрасных ребят ушло, потому что они остались одни. Кинематограф брошен на произвол судьбы и никому не нужен. Но нужно отдать должное: Сережа всегда искал, старался что-то делать в кино и на телевидении. Это -- большая потеря, мы становимся беднее с каждым уходом таких личностей. Профессия актера -- на острие человеческого внимания, каждый из них занял свою нишу в восприятии людей -- даже помимо их воли.

Мы дружили с ним, и меня всегда радовало то, что никогда я не видел его унывающим. Как бы там ни было, он всегда держал хвост пистолетом -- был надежным парнем, и никогда не просил помощи. Убежден, что если бы была какая-то поддержка, его сердце выдержало бы дольше.