1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (509) за 18.01.2000

ВИКТОР АНИСИМОВ: "ТВОРЧЕСТВО -- ЭТО НЕПРЕРЫВНЫЙ ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ НЕУДАЧИ К ДРУГОЙ..."

Иногда в начале творческого пути человек способен выдавать такие перлы, которые изумляют всех. Потом он приобретает опыт, становится мастером, обогащается целым арсеналом средств и профессиональных секретов. И вот, вооружившись всем этим, всю жизнь пытается сознательно достичь той же высоты, которая в юности далась ему как бы случайно. После первой же коллекции Виктора Анисимова, представленной на престижном международном конкурсе дизайнеров, всемирно известный историк моды Борис Васильев восхищенно произнес: "У парня колоссальный потенциал! Бросить все и ехать в Париж -- это то, что ему нужно!"

-- Как случилось, что модельер без специального образования сходу обходит профессиональных дизайнеров на международном конкурсе? Может, действительно правы те, кто утверждает, что приобретая знания, творческий человек утрачивает непосредственность восприятия мира, способность удивляться, то есть все переходит на уровень рефлексии?

-- Это был шок для меня самого. Из полторы сотни потенциальных участников конкурса были отобраны 24 модельера. Представленные коллекции оценивало "крутое" жюри: представитель из Дома Иссе Мияке, Леконн из Дома Леконн Эманн, главный дизайнер из Дома "Роша", историк моды Васильев, другие знаменитости. Услышать их мнение -- вот и все мои скромные желания, с которыми я прибыл на "In Vogue"". Ни о какой победе я и не мечтал. Хотя, к примеру, второе место давало возможность выставить свой стенд в Париже (куда приходят байеры и покупают, скажем, тысячу единиц понравившейся кофточки). За третье место конкурсантам выплачивалась солидная денежная премия. Я же совершенно неожиданно выиграл главный приз -- "Золотую пуговицу". Интересная такая пуговица из натурального золота, граммов сто семьдесят...

-- Чем же ты покорил "крутое" жюри?

-- Каждая представленная мною модель имела несколько трансформаций. То есть, приобретая одно изделие, человек получал как-бы несколько вещей. Скажем, перевернув брюки, вы уже имеете юбку. Пиджаки можно было надеть не только налицо или наизнанку, но и задом наперед. Сложно объяснять на пальцах -- нужно видеть. Идея эта уже не нова. Например, у Гальяно, модель Н. Симанова тоже выходила на подиум в пиджаке, надетом таким образом. Мне еще наш известный дизайнер Лиля Пустовит сказала: "Вот, скажут, что спер..." Но ведь я показал это раньше! Поэтому, когда спрашивали, скромно замечал, что "был приятно удивлен схожестью с мэтром..." А что тут скажешь?...

-- Ты ведь строитель по профессии, и таких в мире моды было великое множество: Франко Фере, по-моему, учился на архитектурном, одна из профессий Пако Рабанна -- архитектор. А как строитель становится дизайнером?

-- Я занимаюсь строительным бизнесом только потому, что это главный источник моих доходов на сегодняшний день. Заработанные деньги трачу на создание коллекций. А закончил я институт физкультуры в городе Ленинграде, который готовил преподавателей для Вооруженных Сил бывшего СССР. До сих пор просыпаюсь c мыслью: "Бог мой, в каком классном институте я учился! Никакой тебе высшей математики, никаких сопроматов...

А то, что стану дизайнером... В нашем райцентре Черниговской области, откуда я родом, и слова-то такого никто не слыхивал! Какие дизайнеры, когда всю жизнь в магазине одни штаны всех размеров висели... Но, неожиданно для себя самого, став студентом, я заделался страшным шмоточником: зачастил на галерку возле Гостиного двора, где финны продавали вещи, стал интересоваться модой, заказывал своим друзьям-спортсменам, выезжающим за границу, всякие модные журналы. А стоило это по тем временам очень дорого: нужно было полгода копить, чтобы купить один журнал. Но зато я был всегда в курсе всех новинок. А потом сам стал придумывать эскизы. Когда же познакомился со своей будущей женой Лилей, которая занималась модельным бизнесом, идеи воплотились в реальные коллекции.

Кстати, коллекцией "Платья с вешалок" мы открывали первые в Украине "Сезоны моды". На подиум выходили модели, на которых были надеты не вещи, а вешалки с платьями... из обыкновенных труб из нержавеющей стали. Я нашел местного Кулибина, который в своем сарайчике по моим эскизам сделал все эти невероятные вещи. А коллекцию отметили -- я стал номинантом журнала "Ева"...

-- Но ведь каждый дизайнер стремится продать свои вещи. Возможно, платья из труб -- это интересно, но ведь их никто не купит...

-- Как заметила редактор "Евы" Ирина Данилевская, одно из таких платьев успешно гуляет по Лондону. Для всех коллекций, для всех идей найдется место и люди, которые захотят это носить. Например, я сделал дорогую коллекцию из кожи, которую заказывал "Бизнес-центр" для фестиваля "Мисс Украина'98" . Правда, там тоже было все... перекрученное. Дело в том, что я люблю хорошо сшитые вещи, но мне не интересно выступать лишь в роли стилиста: надеть красненькое, а к нему черненькое и вроде как свежо выглядишь... Гораздо интереснее подойти как бы с архитектурной точки зрения.

Насчет же купят -- не купят... На данном этапе у меня нет цели -- продавать. Во-первых, я не вкладываю в создание своих коллекций бешеные деньги, не покупаю ткани по 100--200 долларов за метр. Самая дорогая ткань, которую я использую, стоит 40 гривен, самая дешевая -- 1,60 гривни. Обычно прихожу в ЦУМ, где за десять гривен покупаю квадратный километр ткани. Не это важно для меня: главное -- показать концепцию, идеи. Представьте -- поясок держит брюки. А у меня -- поясок внизу, и на нем крепится все. Как у перевернутых кверху ногами платьев, так и у этого пояска уже задача "перевернута" в самой идее.

Поскольку я не зациклен на коммерческом успехе коллекции, то это оставляет возможность делать то, что хочется! Все остальные дизайнеры зашорены рамками продажи. Наш замечательный модельер Сережа Бызов мне как-то признался, что "в этом отношении я счастливее его"...

-- Но, наверное, приходит момент, когда увлечение перерастает в призвание. Я была на последнем твоем показе и видела, как восторженно принимала публика Анисимова. Если людям твои вещи приносят такую радость, то почему же не соединить любовь и деньги, игру и труд, и не открыть производство, как, собственно, делают многие твои коллеги?

-- Сложный вопрос. Например, когда я выставлял на "Сезонах моды" свою последнюю коллекцию, то был абсолютно уверен, что это никому не понравится -- все плохо!.. Относительно же производства... На это нет ни сил, ни денег. Да и примеры из жизни показывают, что этого не стоит делать. У меня есть квартира, которую я называю квартирой Моды. Это небольшое камерное заведение, где представлены постоянно обновляющиеся коллекции. А мобильность -- великая вещь, поскольку дает уникальную возможность воплощать все возникающие мысли по ходу, а не ждать проводимых раз в полугодие показов, в надежде засветиться и продать свои вещи...

Ведь мысль или образ, не отлитые в готовую форму, способны развиваться, детонировать, порождать цепочку, влекущую другие мысли и образы. Это, наверное, как... летящая бабочка, которую трудно разглядеть в подробностях, но следя за которой увидишь замысловатые зигзаги ее полета и... даже цветок, над которым она пролетала.

Напротив, мысль или образ, облеченные в форму, это та же самая бабочка, но уже пришпиленная булавкой. Ее теперь легче разглядывать и изучать, но ждать от нее больше нечего, она вся тут и никаких золотистых зигзагов, никаких неожиданностей подарить не может. То есть мне это уже не интересно. Влечет уже что-то новое.

На сегодняшний момент есть желание купить помещение и выставлять там свои коллекции. Туда каждый сможет прийти, поболтать, покурить и, возможно, сказать: "Елки-палки! Это же здорово!" Ведь откуда пошло название Дом Моды? Просто к кому-то приходили на дом, и в процессе каких-то разговоров, взаимоотношений, обоюдных желаний рождалось нечто, что уже перерастало в Дом Моды -- мировое явление...

-- А это ты из кокетства говоришь, что тебе самому не нравится твоя последняя коллекция?

-- Дело в том, что каждый воспринимает окружающий мир и моду по-своему. Скажем, есть у нас в Донецке один модельер, на показе которого обычно звучит фраза, что он входит в пятерку лучших дизайнеров страны, состоит в Синдикате Высокой Моды Украины. А ты знаешь, что это не так, и Синдиката такого в помине нет... При этом представляемая на суд зрителей коллекция, претендующая на "рейволюцию" в мире моды, выглядит просто жалко: выходят два мальчика и три девочки в каких-то жлобских платьицах и начинают двигаться под какую-то кислоту в течение получаса. Если бы он попытался сделать настоящую коллекцию, пусть неудачную, и хотел бы, чтобы ее действительно оценили, было бы понятно. Но ничего подобного: на подиуме -- полный бред, а человек сам от себя балдеет...

-- Каждый по-разному испытывает восторг от собственного творчества... Тебе это чувство не знакомо?

-- Я еду зимой по улице и вижу -- бабушка в завальной телогреечке, в резиновых чунях ломом колет лед. Или мальчик едет на коньках в буденовке -- такой завальный! Класс! Я могу с ума от этого сойти! Сделать все это, показать -- все будут в экстазе! Но как это сделать?! Вот в чем вопрос. Каждый раз в голову приходит новая мысль, и каждый раз новую мысль, на мгновение показавшуюся блестящей и очаровательной, потом отбрасываешь как негодный хлам.

Поэтому я не кокетничал, когда говорил, что мне не нравится моя последняя коллекция. И в то же время очень рад, что она понравилась зрителям. И хотя это знание ничего не меняет в жизни, но все же придает уверенность. Что же касается восторгов творчества... Мне иногда кажется, что это пустые слова, придуманные людьми, никогда не имевшими случая по личному опыту судить о том, что такое творчество. По-моему, творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой...