1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№511 20.01.2000

ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?

В праздничный рождественско-крещенский период, когда, по поверью, "открывается небо" и можно просить Бога об исполнении самого заветного, народ вспоминает о церкви, совершая в святки массовое паломничество в храмы: поставить свечку своему святому, помянуть покойных родичей, а попутно и приобрести домой заветный образок. Следующий такой пик обращений к церкви -- даже еще больший! -- теперь только на Пасху. А в короткий промежуток от Рождества до Масленицы, между филипповским и строгим постом, те, кто надумал связать себя священными узами брака, торопятся ступить под венец -- иначе придется ждать аж до 10 мая.

Для продавцов церковной утвари наступает звездный час, когда, поддавшись всеобщему ажиотажу, народ готов покупать лики святых даже "с рук" на ступеньках подземных переходов, где Спасителем и Богоматерью, обрамленными в грубый желтый металл, нынче вовсю торгуют по десятке за пару. На этом убогом фоне цивилизованными выглядят даже скромные иконные лавки, появившиеся в переходах в ряду коммерческих ларьков, сразу за раскладками сигарет и аптечными киосками. На их витринах у станций метро "Петровка" и "Оболонь" висят таблички: "Освящено". А за стеклом -- нехитрый церковный товар уровня "ширпотреб": цепочки ценой от 20 до 40 грн., к ним серебряные крестики до 16 грн. и деревянные по 6, погребальное распятие за 1,5 грн., святые пояса по трешке... Парафиновые свечи ценой по 15, 20, 25 и 75 копеек. Тут же за трешник можно купить научные труды: "Таинство любви" и "Суд за гробом". "Трактат о самоубийцах", как и брошюра о конце мира или вечных мучениях, обойдутся всего в полторы гривны. Весь товар -- привозной, из Москвы. Именные иконы идут по 3--5 грн., лики святых по 12--15, а венчальная пара на свадьбу -- Спаситель и Богоматерь -- за 55 грн. Иконка величиной со спичечный коробок стоит в 7,50 грн., а Троица -- в 10. Наивный народ свято верит, что в переходе -- наверняка дешевле, чем в соборе, и второпях скупает товар у коммерсантов. А как же -- еще Остап Бендер учил: "Вы не в церкви -- вас не обманут"...

На мой вопрос, какой храм организовал торговлю в переходе, продавец иконной лавки на Петровке сообщила, что ее "точка" от Лавры (при проверке этой версии истинные лаврские священнослужители от самозваной "коллеги" открестились). Хозяйка лавки на Оболони, по ее словам, тоже работает "от Лавры". Правда, из документов наличествовала только справка налоговой инспекции, выданная ЧП "Иконная лавка". "Если справка налоговой -- тогда уж лавка точно не наша", -- вынесли вердикт работники отдела общественных отношений Киево-Печерской лавры.

-- Никакого разрешения на продажу церковных товаров от имени Лавры в переходах метро или на базарах мы не давали, -- рассказал наместник Киево-Печерской лавры епископ Вышгородский Павел. -- Все наши иконы, книги и утварь, как и положено, -- предлагаются прихожанам только в храме. Покупать эти вещи желательно в Лавре: это же второй Иерусалим, встарь паломники шли сюда по 10 месяцев. В подземном переходе брать нельзя, даже если найдете дешевле. Святыня может быть только здесь: с благословением церкви и благодатью. А какая святость у уличной торговли?.. Ныне хватает людей, которые хотят нажиться на интересе к церкви. Даже у входа в Лавру торгуют свечами, причем обзавелись бланком с ксерокопией моей подписи (не знаю уж каким путем) и уверяют, что это лаврские изделия. Я уже предупредил: "Еще раз поймаю у Лавры -- пеняйте на себя". (Покупателей прельщает цена: те же свечи продают всего по 15 коп. -- Авт.) Все они в большинстве случаев и произведены, и продаются незаконно. "Стянуть" где-нибудь парафин -- не проблема: при желании можно найти и атомную бомбу. В Киево-Печерской лавре свой свечной цех, где делаем свечи вручную. Или в специальном барабане, где нить пропускаем несколько раз через воск, а после -- режем на порции. Для восковых свечей закупаем сырье у пчеловодов. Многие воск просто жертвуют. Изготавливают свечи монахи. Храмы Лавры расписаны древней живописью, поэтому стремимся, чтобы парафиновая копоть не загрязняла иконы (моим указом запрещено применять невосковые свечи). Даже огарки уже использованных свечей не идут в переработку. Но в отдаленных приходах коммерсанты стараются продать парафиновые свечи с красителями дешевле, чем метрополия. И, к сожалению, некоторые стесненные в средствах священники их берут. Поэтому с бедными приходами стараемся делиться. Отдаем свечи, ладан, иконы, вино, облачения. Единственное, что сами покупаем -- это муку, поэтому размышляем, как бы обзавестись собственной землей. Ведь многих кормим: к нас обращаются и вдовы, и сироты, и заключенные из мест лишения свободы...

-- А со "светскими" предприятиями ведете коммерческие дела?

-- Сотрудничаем с ЧП "Кадр", поддерживаем отношения с киевскими магазинами "Ткани", есть прямые поставки черного материала с черниговской ткацкой фабрики. Хотя, в основном, для своих облачений приобретаем ткань из Греции и московскую: там очень хорошая парча. К сожалению, отечественные предприятия (не знаю уж, средств у них не хватает или умения) производят атлас наподобие подкладочной ткани, которая не имеет никакого вида. А московская фабрика пожертвовала Лавре очень хорошую, просто царскую ткань. Шьем в своих мастерских облачение к каждому празднику, сами и митры вышиваем. В своем ювелирном цехе ремонтируем пожертвованные изделия. А если нужна реставрация -- на помощь приходят специалисты заповедника-музея. В киевских типографиях печатаем книги, календари. Выпустили дорогое (300 грн.), большого формата и красиво оформленное Евангелие -- боялись, не разойдется, но у нас его закупили даже Петербург и Москва. Иконы, в основном, свои, украинские или из лаврской мастерской, -- но есть и из московского Софрино. Этот завод в 60 км от Москвы снабжает церковной утварью храмы всего мира, даже в Японии и Америке. Качество -- выше всяких похвал. Вот купил чашу неведомой фирмы, и после двух служб она почернела. А московская долговечна, служит 5--10 лет, сохраняя первоначальный внешний вид. Сейчас москвичи стали делать чаши с серебряными вставками -- они просто вечные. Их товары вызывают трепет и восторг. Хотя Софрино фактически копирует что, что в старину производилось именно Киево-Печерской лаврой -- чаши, ризы, иконы. Когда в Украине стабилизируется ситуация, надеемся, удастся-таки открыть подобное производство, правда, догнать по уровню Софрино будет нелегко. Там немецкое оборудование последней марки, три тысячи рабочих... Но благодаря Сергею Осыке мы тоже получили технику (правда, б/у) и стали хотя бы печатать хорошие иконы.