1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№511 20.01.2000

ЗА ПОДДЕЛКУ -- КАРА БОЖЬЯ

Истинные мастера иконных дел даже в Киеве наперечет. Лучшие работают в Лаврской мастерской. В отличие от ширпотреба, процесс изготовления настоящих икон весьма трудоемкий. Только древесина для основы должна сохнуть три года -- липа, ольха, кедр, а лучше -- крымский кипарис. До слоя живописи на основу настоящей иконы наклеивается паволока, углубляется "ковчег". В старину кажду операцию -- резьбу, шлифовку, чеканку, позолоту -- выполнял отдельный мастер. Только живописью заняты, как минимум, два художника: один -- заполняет фон, другому доверено выписывать лики святых. Именно по таким старинным принципам работают и сегодня в мастерских Свято-Успенской лавры: все -- ручной труд. Создавать иконы могут только люди верующие, иначе можно навлечь на себя проклятие. "Мы не ставим подписи на своих работах, чтобы не впасть в грех тщеславия", -- говорят иконописцы. В то же время казначей Лавры всегда знает, с кем имеет дело и с кого спросить в случае претензий.

А нюансов много. Расписывают иконы только натуральной яичной темперой -- она не выгорает и не меняет цвет, в отличие от масляных красок, которые за каких-нибудь сто лет темнеют (иконам же предстоит служить вечно). Кроме того, писанные маслом изображения выделяют вредные пары. И, если в музее перед картиной проводят всего несколько минут и краски не отражаются на здоровье, -- то перед образами в молитвах пребывают часами, а значит, иконы должны быть безопасными. Как на любых качественных товарах, на настоящих иконах всегда указывают состав: дерево, золото, серебро, темпера. Кстати, по строгим канонам требуется, чтобы золото на иконах было самое чистое -- как в первом храме (это особый символ). За производство "золоченых" обязательно постигнет кара.

Один из художников мастерской доверительно рассказал, что в прошлом искусственно "старил" свои иконы: уж больно спрос был велик. Так у него начались такие проблемы со здоровьем, что зарекся. Раз уж взялся живописать лики святых -- делай это без обмана. Нельзя и заламывать неоправданную цену, наживаясь на производстве икон... "Благодарность за хорошее качество иконы зачтется во спасение души и после смерти," -- верят мастера.

Знающие люди говорят: "Уж лучше потратиться на одну, но настоящую, икону, которая останется и другим поколениям". Такие заказывают в Лаврских мастерских: домашние -- для семьи, именные -- отцу, матери, детям, и лики святых заступников. Готовят здесь подарки особо уважаемым бизнесменам и членам правительства. Возможен и эксклюзив -- с чеканкой или эмалью. Правда, нередко заказчикам следует набраться терпения и ждать, пока будет готова настоящая, со святым благословением, икона: ручная работа -- не штамповка ширпотреба. Создают тут и храмовые иконы: для Лавры, Флоровского монастыря на Подоле и всей метрополии. Расходятся творения киевских мастеров по всему миру -- едут в Штаты, Финляндию, Францию...

Хоть и "ваяют" их в соответствии со строгими церковными канонами, тут тоже бывает своя мода -- одно время пошел спрос на иконы в окладах. Вообще-то их назначение -- для лучшей сохранности вещи закрывать поле иконы, оставляя открытым лишь святой лик, к которому обращались с молитвами. Может, по принципу "Чтоб не хуже, чем у соседа" был спрос на такие... Хотя не в избах живем -- беречь иконы особо не от чего. Впрочем, оклады были осуждены как иконоборчество, да и мода на них, как любая другая, прошла.