1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№511 20.01.2000

САМЫЕ ДРЕВНИЕ И ДОРОГИЕ ЛИКИ -- В АНТИКВАРНЫХ САЛОНАХ

Для знатоков икон и солидных ценителей -- прямой путь в антикварные магазины, где можно "всего" за 400-1200 грн. приобрести образа XIX века, а то и потемневшую от времени "доску" XVIII отыскать за 800. Самое роскошное в столице собрание икон -- в магазине "Шедевр" на Красноармейской. Здесь -- только подлинники: XVIII--XIX и даже XVII столетий, как украинской -- так и московской, новгородской школ, небольшие домашние и крупноформатные храмовые. Разброс цен -- от 200-400 до 25000 грн.

"У нас немного простых народных икон, написанных самодеятельными художниками -- как у Гоголя кузнец Вакула, намалевавший такую сцену Страшного суда, что все крестились, -- рассказала директор салона Валентина Уманец. -- Зато большое количество выполненных в профессиональных иконописных мастерских: об этом свидетельствует их бархатный тыльник и оклад из чеканного серебра. Есть у нас и живописные работы -- такие как икона афонская с клеймом "Благословение святой Афонской горы русского Пантелеймонова монастыря": это прекрасная тончайшая живопись на кипарисовой доске. Коль икона полностью прописная, в серебряном окладе с эмалевыми инкрустациями или кованом с позолотою, датирована 1801 годом как, например, "Господь Вседержитель -- цена ей 25000 грн. И это не самые высокие цены для икон начала XIX века: как для подлинных произведений искусства, некоторые из которых снабжены сертификатом, -- это цены весьма умеренные. Есть у нас интересный экземпляр храмовой иконы с Волыни -- "Спас Вседержитель" XVII века с замечательным орнаментальным оформлением (цена тоже 25000 грн.) Вещь музейного уровня -- лик Спасителя в окладе, шитом серебром, и венце, украшенном стразами и речным жемчугом. Это редкость: лишь в немногих монастырях мастерицы владели искусством вышивки золотой и серебряной нитью. Несмотря на деликатность материалов, дошла до нас в отличном состоянии".

Творения такого уровня обыкновенно приобретаются церквями. Священник из Чернигова за несколько лет собрал здесь для своего прихода комплект действительно очень хороших храмовых икон. "Ушли" некоторые из вещей также во Введенский монастырь на Печерске. "Приобретают дорогостоящие иконы и самые обычные граждане, -- рассказала Валентина Кирилловна. -- Сейчас чуть ли не каждая семья старается иметь дома иконы Иисуса Христа и Богоматери. На венчание берут обязательно пару -- Спасителя и Богоматери с младенцем. Причем считается, что идти под венец лучше с ликом Казанской Божьей Матери. Те, кто хотят удачи в делах и начинаниях, берут Николая Чудотворца. Это три основные иконы, которые спрашивают в первую очередь. Велик спрос и на именные -- Владимира, Василия Великого, Дмитрия Салунского, Варвару, Елену."

Многих интересует, не теряет ли перепроданная икона святость. Тем более что за сто-двести лет вещь могла поменять многих владельцев. На самом же деле подлинная икона -- вещь такой духовной силы, что ничто плохое к ней "не прилипает": она благотворно воздействует на любой дом, в который была внесена. Только нужно купленную икону непременно освятить. Вообще состоятельные люди отыскивают в антикварных лавках настоящие произведения искусства и нередко жертвуют храму -- Лавре, например, передали Иоанна Богослова и преподобного Серафима Саровского. Иосиф Кобзон подарил пару: Спаситель и Казанская Божья Матерь.