1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№512 21.01.2000

СКОЛЬКО СТОИТ "ЧЕРНЫЙ PR"?

Как можно оценить появление в некоторых зарубежных газетах материалов о продаже Украиной оружия Ливии и другим странам, непреодолимых проблемах на Чернобыльской АЭС накануне визитов в Вашингтон нашего Президента или иных высших должностных лиц? Причем публикации появлялись регулярно, как в известных газетах, так и местных “многотиражках”. Чем они были вызваны, становилось понятно чуть позже. Увы, украинское лобби в Вашингтоне пока не сравнялось по степени влияния с русским или армянским, не говоря уже о еврейском или ирландском. Поэтому-то накануне важных для Киева, но неприятных для Москвы решений, некоторые "заинтересованные лица" подбрасывали журналистам материалы с оттенком сенсационности. Причем делается это преимущественно так, чтобы времени оставалось лишь на поверхностную проверку их достоверности. Дальше все было уже, как говорится, делом техники…

Иногда кажется, что украинские политики просто не реагируют на то, что и как о них пишут и показывают не только зарубежные, но и отечественные СМИ. За годы независимости в коридорах власти разных уровней прокатилось столько скандалов и скандальчиков, что какой-нибудь Бельгии их бы хватило для полного обновления политического истеблишмента. А у нас -- “знакомые все лица”. Дело, наверное, заключается в том, что все депутаты и министры знают, кто является прямым или скрытым хозяином той или иной газеты и телеканала. Владение такими знаниями делает просмотр политических телепередач и чтение статей на эту тему простой формальностью, а любое политическое событие будет прогнозировано и оценено в соответствии с принадлежностью той или иной структуре.

Не будем винить политиков -- они пытаются получить определенные политические и экономические "дивиденды", а то и возвратить вложенные в СМИ деньги. Не надо винить и прессу -- при нынешней дороговизне бумаги, услуг приемопередающих станций и прочих необходимых для существования СМИ расходов, получить за публикацию “убойного” материала в 2--5 раз больше, чем по рекламным расценкам -- соблазн большой.

К тому же в последнее время появились новые технологические решения в области так называемого "черного РR". Например, недавно в одной уважаемой и известной российской газете на полосе, посвященной жизни российских регионов, вышла статья о положении дел в Винницкой области после покушения на экс-губернатора Дворкиса. И дело не в том, что он представлен "весь в белом", а остальные -- сами понимаете в чем. И даже не в том, что автор (судя по фамилии, -- не киевский собкор этой газеты) путает партию НДП с организацией предпринимателей СПП. Кстати, газета за все время независимого развития Украины относилась к нашей стране очень лояльно.

Недоумение вызывает совсем другое. С каких таких пор Винницкая область стала российским регионом? А также почему в статье, претендующей на объективность, нет обмена мнениями, а присутствует только восхваление одной политической силы? Может, издатели газеты забыли, что она выходит в России, а не в Украине? На эти вопросы отвечаем отрицательно, поскольку статья стала классическим примером "политического заказа", исполненного через третьи руки. Люди, ее спонсировавшие, не могли разместить материал в украинских газетах, чтобы не засветиться, и вышли на россиян. А деньги, как говорится, не пахнут…

Конечно же, есть надежда, что в будущем все изменится. Вопрос только, когда это произойдет.