Выпуск газеты Сегодня №№512 21.01.2000
СКОЛЬКО СТОИТ "ЧЕРНЫЙ PR"?
Иногда кажется, что украинские политики просто не реагируют на то, что и как о них пишут и показывают не только зарубежные, но и отечественные СМИ. За годы независимости в коридорах власти разных уровней прокатилось столько скандалов и скандальчиков, что какой-нибудь Бельгии их бы хватило для полного обновления политического истеблишмента. А у нас -- “знакомые все лица”. Дело, наверное, заключается в том, что все депутаты и министры знают, кто является прямым или скрытым хозяином той или иной газеты и телеканала. Владение такими знаниями делает просмотр политических телепередач и чтение статей на эту тему простой формальностью, а любое политическое событие будет прогнозировано и оценено в соответствии с принадлежностью той или иной структуре.
Не будем винить политиков -- они пытаются получить определенные политические и экономические "дивиденды", а то и возвратить вложенные в СМИ деньги. Не надо винить и прессу -- при нынешней дороговизне бумаги, услуг приемопередающих станций и прочих необходимых для существования СМИ расходов, получить за публикацию “убойного” материала в 2--5 раз больше, чем по рекламным расценкам -- соблазн большой.
К тому же в последнее время появились новые технологические решения в области так называемого "черного РR". Например, недавно в одной уважаемой и известной российской газете на полосе, посвященной жизни российских регионов, вышла статья о положении дел в Винницкой области после покушения на экс-губернатора Дворкиса. И дело не в том, что он представлен "весь в белом", а остальные -- сами понимаете в чем. И даже не в том, что автор (судя по фамилии, -- не киевский собкор этой газеты) путает партию НДП с организацией предпринимателей СПП. Кстати, газета за все время независимого развития Украины относилась к нашей стране очень лояльно.
Недоумение вызывает совсем другое. С каких таких пор Винницкая область стала российским регионом? А также почему в статье, претендующей на объективность, нет обмена мнениями, а присутствует только восхваление одной политической силы? Может, издатели газеты забыли, что она выходит в России, а не в Украине? На эти вопросы отвечаем отрицательно, поскольку статья стала классическим примером "политического заказа", исполненного через третьи руки. Люди, ее спонсировавшие, не могли разместить материал в украинских газетах, чтобы не засветиться, и вышли на россиян. А деньги, как говорится, не пахнут…
Конечно же, есть надежда, что в будущем все изменится. Вопрос только, когда это произойдет.