1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№512 21.01.2000

ИЛЬИЧЕВСКИЙ ПОРТ: СИНДРОМОМ "СОБАКИ НА СЕНЕ"?

Недавно были возобновлены поставки азербайджанского топлива из грузинского Поти в украинский Ильичевск. А двухмесячный перерыв в действии контракта на поставку жизненно необходимой "горючки" произошел из-за конфликтной ситуации между Ильчевским портом и судоходной компанией "Укрферри". "Об чем же спор?" -- спросили бы в Одессе.

Не забылись еще недавние "стратегические" рейсы, выполняемые паромами "Укрферри": переброска украинского миротворческого батальона в Югославию, доставка наших спасателей и гуманитарной помощи в пострадавшую от землетрясения Турцию, срочная транспортировка светлых нефтепродуктов из Азербайджана в Украину в самый разгар уборочной страды и топливного кризиса. Сегодня переправа Ильичевск--Поти (Батуми) и Ильичевск--Варна -- ключевое звено международного Евро-Азиатского транспортного коридора, обслуживающего как недавно созданное политико-экономическое объединение ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), так и другие страны. Крупнейшие в мире паромы осуществляют встречные поставки в Азербайджан украинской муки, за которую, кстати, уже получены "живые" деньги; в Грузию идут зерно, мука и сахар.

Через Ильичевск на Болгарию и далее -- в европейские страны с помощью паромов "Укрферри" идет поток сжиженного газа из России и Казахстана. По подсчетам экономистов, объемы грузопотоков, а значит, и доходов в государственную казну, могли бы быть значительно большими. Но существуют "подводные рифы", серьезно тормозящие работу мощного морского комплекса. Ильичевский порт, используя свое монопольное право на паромный причал, пытается диктовать железнодорожникам, морякам и грузовладельцам свои условия. В результате, к примеру, поставки хлопка уже пошли в обход украинской территории. Не хотелось бы, чтобы то же случилось и с "горючкой".

Потенциальных грузоотправителей отпугивает высокая итоговая стоимость паромных перевозок, складывающаяся из девяти различных видов сборов и проплат. А происходит это оттого, что "сухопутная" часть переправы (причал, железнодорожные пути, коммуникации и пр.) находятся в подчинении Ильичевского порта, а мобильная -- паромы -- у компании "Укрферри". В мировой практике это нонсенс.

Вот и выходит, что налоговая нагрузка на один-единственный большегрузный автомобиль может достигать $500--700, что намного выше, чем за рубежом. И еще для сравнения: перевалка одного контейнера в Констанце или Варне стоит $35--40, а в Ильичевске -- $120--150. Заход в Ильичевский порт украинского судна типа "Роро" с 60 трейлерами стоит примерно $12 тыс., иностранного -- уже $30 тыс. А в том же Констанце портовый сбор не превышает $5 тыс., так куда пойдут суда, скажите на милость?

Руководство "Укрферри" не раз обращалось в Министерство транспорта с просьбой дать разрешение на передачу ему паромного комплекса в оперативное управление, хотя бы в долгосрочную аренду. Как показывают экономические выкладки, при едином управлении расходы на содержание комплекса уменьшаются на 70%, а это 800 тыс. гривен в год. При этом тарифы уменьшатся на 60 центов с тонны перевозимого груза. Это весьма существенно, когда речь идет о перевозках миллионов тонн. К примеру, в настоящий момент "Укрферри" ведет переговоры о ежегодных перевозках полумиллиона тонн железной руды и угля между берегами Украины и Болгарии. Именно ценовой фактор мог бы стать решающим в заключении обоюдовыгодного договора, особенно важного сейчас, когда Дунайское пароходство из-за событий в Югославии работает всего на 25--30%.

Но, узнав о планируемом "отторжении" паромного комплекса, портовики, что называется, "встали на дыбы": не отдадим, и все тут! Тем более, что их поддержало городское руководство Ильичевска. Но тут-то как раз все понятно: местные власти давно вынашивают сокровенную мечту о передаче порта в муниципальную собственность города. Желание объяснимое, но очень уж смелое: городу с населением в несколько десятков тысяч человек передать в собственность стратегически важное и суперприбыльное предприятие, единственную в Украине стабильно и динамично развивающуюся судоходную компанию... Не слишком ли жирно?

Справка "Сегодня". Ильичевский морской торговый порт, отметивший в прошлом году свое 40-летие -- один из крупнейших на Черном море. Владеет 7 большими погрузочно-разгрузочными терминалами с 28 причалами. За год может перерабатывать до 20 млн. тонн грузов. Его паромы способны вмещать по 108 вагонов каждый. Компания "Укрферри" создана 18 октября 1995 г. и является правопреемницей паромного комплекса "БласкоФерри" и государственного судоходного предприятия "ОдессаФерри и Шиппинг". Основным направлением деятельности компании является эксплуатация паромной переправы Ильичевск--Варна совместно с пароходством "Болгарский морской флот".