1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№512 21.01.2000

КОГДА УЖЕ НЕТ СИЛ И ХОЧЕТСЯ ПОВЕСИТЬСЯ, ИГОРЬ ИГРАЕТ НА ГИТАРЕ

Игорь Стеценко еще 23-летним студентом стал Игорем Ивановичем, самым молодым директором школы-сада №126 Одессы.

-- Да, по блату, -- соглашается с моим нехитрым намеком Игорь. -- Но на это "блатное" место отец, тогда замначальника областного управления образования, искал человека не один месяц. Предложил мне попробовать. Пошел...

Мама, заслуженный учитель Украины, тогда еще сказала: "Сесть в кресло не трудно. Усидеть в нем и чувствовать себя уютно -- гораздо сложнее". Игорь это запомнил. Но старался не только поэтому. Здесь работала много лет мама -- не посрамить бы. Тут он сам учил первые буквы. Теперь в его подчинении первая воспитательница Игоря -- Валентина Шкребтиенко. И еще свыше ста сотрудников, почти все -- женщины, почти все -- старше его, а еще 260 детей только в саду, плюс два начальных класса.

-- Поначалу было страшно, -- признается Игорь. -- Неделю боялся выйти из кабинета, изучал документы... Помню, одна родительница не без одесской подковырки задает вопрос: а как это вы, Игорь Иванович, собираетесь на 1 гривню 80 копеек три раза в день кормить ребенка? Немного растерялся, а потом улыбнулся и сказал: "Вкусно и полезно".

Пока это у него получается, ведь дети в его "доме" находятся 18 часов: учатся, отдыхают, играют. Есть и шахматы, и секция восточных единоборств, и прекрасный танцевальный зал. Школа уютная: аккуратные кроватки, скатерти, салфеточки, паркет и море цветов. За всем этим не бросается в глаза старая мебель. Чистота перебивает ветхость. Но чего все это стоит директору сегодня, объяснять не надо. Крутиться так, что может позавидовать той белке в колесе, с которой играют дети.

-- Каждый свой рабочий день начинаю с бизнес-плана, -- передо мной уже не просто симпатичный улыбчивый 26-летний мальчишка, а деловой, энергичный, все просчитывающий бизнесмен. -- Смотрю, думаю, где и как мы сможем заработать деньги. Ищем спонсоров, сдаем помещения в аренду, работаем с родителями, открываем центры, например, лечебной физкультуры. Помогает наш попечительский совет, который решает, когда и как тратить заработанные деньги. Вообще у меня работают прекрасные люди, без них ничего бы не сделал.

Это, наверное, так. Но Игорь Иванович такой директор, который должен "сунуть нос" во все в "его доме". Имея за плечами педучилище, пединститут, опыт образования в Болгарии, сегодня учится в Одесской юридической академии -- как же, говорит, без знания законов?

За три года директорства не только нашел контакт с сотрудниками, детьми, родителями, но и пережил все, какие только существуют, проверки: налоговую, КРУ и, как он говорит, всякие "мру".

-- По актам прошел, -- смеется, -- значит, жить буду.

Его любят сотрудники -- он отрицает догмы и позволяет воспитывать детей свободными личностями, имеющими свою точку зрения независимо от того, сколько ребенку лет. Его обожают дети -- он и строгий (но не страшный) директор, и любимый герой мультика на празднике. И это тоже не случайно. Мечтой Игоря с детства была какая-нибудь романтическая профессия, ну, например, актер. Он вечный кавээнщик, играет на гитаре. Для многих был удивителен его сегодняшний выбор. Но, видно, годы свое сделали, а педагогу актером быть просто необходимо.

-- Игорь Иванович, все-таки сегодня на учителей смотрят как на совсем пропащих людей, -- не удержалась я от провокационного вопроса. -- Считают, что в школах остались старики и бездари. А умные ушли туда, где платят много денег.

-- Что вы, -- еле сдерживает возмущение мой собеседник. -- Вы ошибаетесь. Да сегодня в школе остались самые лучшие, те, кто учитель "по крови", и именно такие детям нужны. Если б вы могли почувствовать, какой восторг охватывает душу, когда что-то удается сделать, когда сбывается задуманное... Это все равно не измерить никакой зарплатой. Тут летать хочется...

Я улыбаюсь. Все-таки какой еще восторженный молодой человек. И это здорово. А вдруг он таким и останется навсегда: увлеченным, преданным делу, искренним, горячим? Вот уж тогда точно школе повезет.

-- Игорь, восторг -- это хорошо, -- упрямо возражаю я, -- но ведь семью и кормить надо. У вас...

-- ...Прекрасная жена и двухлетний сын, -- Игорь показывает фото дорогих ему людей, которые стоят на его рабочем столе. -- Меня, увы, содержит жена. У нее свое дело. Но комплексов у нас нет. Она часто говорит, что гордится мной. И вообще очень помогает. Это моя и любимая, и друг, и опора, и поддержка.

А я "про себя" добавила: и, видно, умная женщина, помнит, по всему, поговорку: "Жена мужем красна".

.-- Игорь, может сложиться впечатление, что все вам легко дается... -- не упокаиваюсь я.

-- Ой, как мне бывает тяжело, -- откидывается в кресле директор, -- я ужасно переживаю, когда нужно наказать педагога или распрощаться с ним. Я никогда не кричу, но такие разговоры мне даются тяжело... Но приходится -- если работа в ущерб детям. А бывает, что навалится все в кучу. Два раза хотел уже заявление писать. Жена остановила.

-- И что же вы делаете, когда так плохо?

-- Когда уже нет сил и хочется повеситься, беру гитару, изливаю ей все, что на душе. Или с женой и сыном иду к друзьям.

-- А кто друзья?.

-- Да те же студенты, коллеги мои. А кто и не коллеги, по-разному сложилось. Но мы все та же дружная компания и ничто человеческое нам не чуждо. Директор я здесь, а там пошутили пару раз, "проехались" по мне и забыли.

-- Ну, вот вы уже директор -- вершина учительской карьеры, то, о чем мечтает почти каждый студент пединститута и чего достигает один из тысячи. О чем же теперь мечтаете?

-- Я хочу теперь стать лучшим директором, -- уверенно говорит Игорь Стеценко. -- Вернее, не так. Я мечтаю, чтобы лучшей стала наша школа, в которой я директор. А для этого, -- смеется, -- хоть бы всей жизни хватило.