1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№513 22.01.2000

ЧИТАЙ С НАМИ

Второй муж Ахматовой и друг Лозинского -- пометки на полях

Владимир Шилейко (1891--1930) читающей публике знаком мало. Разве что, как второй муж Анны Ахматовой. В кругу же ученых-востоковедов он считается гениальным исследователем. Шутка ли -- в семь лет самостоятельно взяться за изучение древнееврейского языка, в 24 -- получить медаль Российского археологического общества, а к 39 годам уже быть профессором! Но, кроме научных изысканий, Владимир Казимирович писал стихи. Их высоко оценили в свое время Гумилев, Мандельштам, Лозинский. Именно в архиве последнего и был найден единственный поэтический сборник Шилейко -- "Пометки на полях". Теперь эта книга, снабженная комментариями, дает нам возможность ознакомиться с творчеством поэта, которого любили и уважали крупнейшие литераторы Серебряного века.

Вера, Анфиса и дядя Эдик...

Имя Эдуарда Успенского тотчас вызывает целый ворох ассоциаций, имен и названий: Простоквашино, Матроскин, Чебурашка, Крокодил Гена... Истории этого детского писателя, пожалуй, -- одни из самых любимых детьми. Именно поэтому так часто переиздаются и экранизируются. Да вот, например, та же повесть про Веру и Анфису. Кто из ребят не мечтал об обезьянке, которая могла бы жить дома, ходила бы в детский сад и школу и, конечно, проказничала? Девочке Вере повезло -- ее папа привез из далекого плавания такую вот хвостатую подружку. И начались приключения, одно другого интересней! Даже те из ребят, кто уже видел мультфильм, поставленный по книге Успенского, уверен, с интересом прочтут и саму повесть "Про Веру и Анфису".

"Пиранья" -- крючок для читателя

Каждый зарабатывает в меру своих способностей. Дворник -- подметая улицы, писатель -- выдавая на-гора бестселлер за бестселлером. По крайней мере, именно к таким мыслям можно прийти, наблюдая за эволюцией литератора Александра Бушкова. Его первые прозаические опыты -- фантастические рассказы и повести -- заметного резонанса не вызвали, но все же привлекали внимание читателя легким ироничным языком и любопытными сюжетными ходами. В последовавших затем "Рыцаре из ниоткуда" и "Летающих островах" -- двух фэнтэзийных романах из так и не оконченного цикла -- Бушков развил свое мастерство. А потом грянули многочисленные "Пираньи", "Волчьи стаи" и "Стервятники" -- романы о криминальной жизни России. Что ж, каждому свое. В конце концов, книги Бушкова пользуются невероятной популярностью, так что он, похоже, попал в плен собственных побед. "Положение обязывает" -- и вот на прилавках появился очередной роман из цикла о "Пиранье" -- теперь уже приквел, то бишь, рассказ о том, "что было до того, как..." И, перефразируя концовку одной из книг Бушкова, "это, похоже, не последний из рассказов о "пиранье".

"Легенды" -- обманутые ожидания?

Наконец-то сбылось -- нашумевший сборник-антология фантастических повестей "Легенды" вышел и на русском языке! Составитель Роберт Сильверберг привлек к этому проекту таких "китов" жанра фэнтэзи, как Урсулу ле Гуин, Стивена Кинга, Роберта Джордана, Терри Пратчетта... -- всего одиннадцать самых известных (из ныне здравствующих) создателей миров. Каждый написал по повести или рассказу, которые продолжали бы его же цикл.

Читатели ждали выхода этой книги с нетерпением -- и что же? В очередной раз смогли убедиться: продолжение редко бывает лучше исходной книги. Большинство сюжетов оказались малоинтересными -- этакими "книгами в себе". Хотя, конечно, некоторым из авторов удалось представить на суд читателям достойные вещи: тот же Пратчетт выдумал забавную историю про колдунью, да и Тэду Уильямсу новелла "Рожденный в пламени" удалась.

Говорят, Сильверберг уже выпустил такую же антологию, только по научной фантастике. Может, хоть "ученые" не подкачают?..