1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№513 22.01.2000

СВИФТ И ДЕФО ТЕРПЕТЬ НЕ МОГЛИ ДРУГ ДРУГА

"Детская книга должна быть страшной". Это утверждение известного писателя Анатолия Костецкого. Его детские стихи (а их более тысячи!) любимы и читаемы детворой, а самой популярной повестью-сказкой была и остается "Минимакс -- карманный дракон".

ОТКУДА У СКАЗКИ РАСТУТ НОГИ

-- Анатолий Георгиевич, глядя на вас никогда не скажешь: "Вот человек, который пишет страшилки для детей..."

-- Внешность обманчива. А если серьезно, я действительно считаю, что детская книга должна быть и доброй, и страшной, но непременно со счастливым концом. И не очень длинной. Большие тексты дети воспринимают плохо. Кроме "Трех толстяков", я не знаю другой большой вещи -- читабельной, популярной. Хотя вопрос еще, детская ли это книга -- "Три толстяка".

-- Да, часто книги, которые писались для взрослых, "завоевывали" детей. Почему так происходило?

-- Вероятно, потому, что они отвечали тем условиям, о которых я уже сказал. Те же Робинзон Крузо, Мюнхгаузен или Гулливер -- сколько бы ужасных мытарств они ни переживали, их ждала счастливая развязка. А вот у "Алисы в Стране чудес" другая судьба -- эта книга предназначалась для детей, а читают ее взрослые. Меня как ученого очень интересует, как происходят такие трансформации, откуда у сказки растут ноги. Об этом, кстати, и большинство моих радиопередач из цикла "Приключения знаменитых книг"

-- Много ли нового можно рассказать о знаменитых книгах?

-- Очень! Я, так сказать, подвожу итог XX века, и рассказываю, например, о том, почему в Италии "Золотой ключик" более читаем, нежели "Приключения Пиноккио". Или о том, что Свифт написал "Путешествие Гулливера" в пику "Робинзону" Дефо. Они долго вели газетно-журнальную полемику. Дефо принадлежал к писателям, которые ориентировались на читателя богатого и выдумывали такого героя, чтобы публика в него верила, как в реального. Свифт хотел закрыть эту линию в романистике. А в результате открыл другую...

-- Какая у вас аудитория?

-- Слушатели у меня самые разные. Да вот из последней почты два письма: одно от шестилетней девочки, другое -- от дамы 76 лет. Хотя больше всего писем, конечно, от детей. В некоторых школах на перифирии по вторникам, когда выходит передача, ее даже слушают на уроках!

-- И ни одного негативного отзыва?

-- Есть и негативные. Вот, например, письмо: "Слушал передачу Костецкого. Речь шла о сказочниках немецкого и финского, но не украинского происхождения. Опять "интернационализм", но уже направленный на Запад. И опять причиняется вред нашей украинской национальной культуре и духовности..." Честно говоря, смешно -- человек послушал одну передачу из цикла и уже обличает. А ведь в других шла речь о Всеволоде Нестайко, Оксане Иваненко, Богдане Чалом, об украинских народных сказках. Запираться в четырех стенах и воспитывать детей только на "ридном" -- не лучшая из позиций. Меня всегда раздражало в украинской детской литературе то, что даже городские "письменники" писали о селе. Я -- потомственный киевлянин, у меня не хуторянская ориентация!

О ЧЕМ ЗАБЫЛИ ВЗРОСЛЫЕ

-- Раньше образ вашего читателя был ясен: советский ребенок. Сейчас же началось расслоение на "принцев" и "нищих". Для кого вы пишете?

-- Кроме внешних признаков -- подвоз к школе на шестисотом мерседесе или на трамвае -- различий среди детей нет. Все дело в возрасте. Считаю, что золотой возраст для детской литературы -- школьники 1--5 классов. Они с одинаковым удовольствием читают и прозу, и поэзию. Малышей больше интересует фольклор и поэзия, старшеклассников -- проза. А потом уже начинается градация на те самые слои и в определенном смысле деградация. Никто ведь не будет спорить, что дети менее обеспеченных, но интеллигентных родителей интеллектуально более развиты. Они не думают, есть им черную или красную икру. В мозгах остается место, чтобы почитать, поразмышлять...

-- Умами детей все больше завладевают телевидение, компьютеры. Не боитесь, что детская литература превратится в анахронизм?

-- Нет. Повзрослев, человек вернется к книге -- если будет хоть чуточку образован. Проблема ведь не в компьютерах. Посмотрите: в Украине всего одно государственное детское издательство -- "Вэсэлка". Выпуск книг облагается высокими налогами, а в России таких налогов нет, наоборот, есть льготы. Поэтому многие наши издательства печатают тиражи там и везут сюда. Абсурдная ситуация! Здесь люди не получают зарплату, простаивают печатные линии, а мы поддерживаем "северного соседа", платим ему деньги!

Взрослые забыли, что культура страны начинается с детской книги. Скажем, напечатанная в дной из уважаемых газет анкета "Что вы думаете о современной украинской литературе" включала пять пунктов: поэзию, роман, новеллу, драматургию, литературную критику. Детской литературы не было! А ведь это даже не жанр. Это вид, включающий в себя и прозу, и поэзию, и драматургию, и критику. Мы должны повзрослеть настолько, чтобы понять значение детской литературы. Я надеюсь на это -- ведь я оптимист!