1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№513 22.01.2000

"Я -- ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИЯ!"

Николая Олялина знают и любят на все территории СНГ, его киногерои -- сильные и мужественные люди, таких называют солдатами Родины. Фильмы "Бег", "Освобождение", "Обратной дороги нет", "Россия молодая", "Жаркое лето в Кабуле" с участием Николая Олялина вошли в историю советского кино. Сегодня актер по-прежнему востребован, но только в России (одна из последних работ -- в фильме Петра Луцика "Окраина").

В редакции "Сегодня" Николая Владимировича называют "Председателем Земного шара" (так он пошутил, когда впервые представлялся секретарю главного редактора). В первые дни января он вновь напомнил о себе. И к сожалению, не только для того, чтобы поздравить с Новым годом, но и сообщить об очередной аварии, в которую попал.

-- Со вторым рождением вас, Николай Владимирович!

-- Да это уже третье... Сорок лет вожу машину, но такое пережил впервые. Это случилось 22 декабря. Мою машину "влупили в зад", я вылетел на встречную под поток транспорта, навстречу -- КамАЗ, и прямо на меня... Все. Люди бежали к машине, чтобы вытаскивать труп, а я вылез -- без единой царапины. Только простудился, пока стоял в шоке около машины. А внутри что-то, видимо, нарушилось -- пришлось лечь в больницу.

-- О чем вы подумали в тот момент, когда это произошло?

-- Дело в том, что страх рождается после. Я однажды уже испытал такой, к этому состоянию не хочется возвращаться. В этот момент ни о чем невозможно думать.

-- Вы -- верующий человек?

-- Да, не могу сказать, что бываю в церкви регулярно, хожу иногда. Без молитвы не встаю утром и не ложусь вечером.

-- Наверное, бросаться под танки на съемках тоже страшно. У актеров есть много своих суеверий и примет -- вы верите в них?

-- Да, в гроб нельзя ложиться: если человек в нем уже полежал, потом его будет преследовать этот гроб. Но ведь в происходящем на съемках большой процент игры, хотя и в два раза серьезнее, чем детской, но ощущение реальности не то.

Актерская профессия -- это действие, я тоже человек действия. Как говорил Константин Станиславский, главное -- сверхзадача, а все остальные мелкие задачи решаются "по дороге".

"В АРМИИ НЕ БЫЛ -- ОТСЛУЖИЛ НА ЭКРАНЕ"

-- Наверное, вас фронтовики считают своим?

-- Да, и очень любят. Мой большой друг -- бывший командующий российских ВВС Дейнекин как-то сказал, что артисты на самом деле не могут выглядеть на экране настоящими летчиками: "Быков, конечно, сыграл лихо, но это все сыграно! Круто, но сыграно, много бравады." Военный должен действовать четко и ясно, выполнять приказы командира.

-- А вы служили в армии?

-- Нет. Таких, как я (1941 года рождения) было много. В наших четырех восьмиквартирных домах жили человек 50 пацанов, когда мы выходили на перекресток -- это была сила. Так что, в то время, когда я закончил школу, было два варианта: или в армию, или в институт -- тогда давали отсрочку. Я на экране отслужил свое!

-- О ком из коллег-артистов вы вспоминаете сегодня с наибольшей теплотой?

-- Обо всех! Но более серьезная тема для размышлений сейчас -- не воспоминания о прошлом, а то, что творится в нашей культуре сегодня. Ведь в нашем огромном, почти четырехмиллионном городе нет настоящей творческой театральной жизни с интересными и значительными событиями.

"ТО, ЧТО У НАС ЦАРИТ ШКОЛА "ЮНОГО ОРЛА" -- ПОЗОР НАЦИИ!"

В больничной палате мирно похрапывал сосед ("вот, вчера подселили"), работал телевизор. Большой и сильный, Олялин просто кипел от возмущения.

-- То, что происходит на нашем телевидении и в театре -- это просто кощунство!

-- Николай Владимирович, а почему вы говорите о театре, а не о кино? По-моему, в театре ситуация намного лучше, чем в кино.

-- Потому, что театр -- это основа. А ситуация чем лучше? Я ведь сказал о творческой атмосфере. В основе всех зрелищных видов искусств -- и оперы, и оперетты, и кино, и цирка, и телевидения -- законы театрального жанра. А у нас сейчас царит школа "юного орла" -- это же позор нации! Он собрал себе компаху подпевальщиц и подтанцовщиц, ходит и поет с солдатскими жестами -- и это на экране, это становится каким-то эталоном? В прессе появляются бесполые статьи Резниковича о театре, но что писать, если не о чем писать? Поставили в Русской драме "Ревизора" Гоголя, я посмотрел и ужаснулся. "Ревизор" -- это такая страсть, такой накал! А тут словно манную кашу по тарелке размазывают!

Я заканчивал Санкт-Петербургскую театральную академию, и когда у Николая Павловича Акимова выходил спектакль "Пестрые рассказы", было 10 общественных просмотров. Это было событие в городе. Так же, как "Маленькие трагедии" в Александринке. Черкасский никого не пускал на репетиции, но мы как-то пробирались в театр, все это впитывали, это не забывается.

Вы понимаете, самодеятельность хороша тем, что там всегда хвалят. Все эти "Каламбуры" и "Маски" на нашем телевидении -- даже не вчерашний день, а позавчерашний. Я с нетерпением жду "Городок": там есть эффект неожиданности, это всегда интересно.

А в нашем театре ставят "Кармен", и почему-то весь спектакль идет под записи Пиаф. Мне говорят, что это -- "смещение" или что-то еще, но какое тут может быть смещение? Театр силен традициями: если ты вводишь в драму канкан -- тебе "писец".

"МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ВАШ ТЕАТР, БОЛЬШЕ Я НИКОГДА НЕ ПРИДУ"

-- А как же модернизация, современизация жанра?

-- Пожалуйста, сколько угодно, но во всем должна быть логика. Есть начало и конец, и есть путь. Добиваться результата любыми средствами -- это я считаю кощунством. Существует школа, вкусовые данные и материал, который должен на нем основываться, существует ансамблевая актерская работа: спектакль -- это ансамбль...

-- ...в первую очередь.

-- И во вторую -- тоже. Если все это есть на сцене, мы можем "вытащить" главную мысль пьесы и усилить ее и получить результат.

-- Вам пришлось работать в театре?

-- Я с театра начинал -- в Красноярске в ТЮЗе, там был очень сильный состав. А в Киеве, когда еще руководил Русской драмой Лавров, я пришел к нему -- он со мной через плечо говорил (я был молодой, начинающий), и я сказал тогда: "Спасибо, мне очень понравился ваш театр, больше никогда к вам не приду".

Сейчас, поскольку с кино у нас покончено, и даже театр киноактера превратился в самодеятельность, где участникам платят по 9 гривен в месяц, нам нужна настоящая театральная школа-студия. Я думаю об этом, и не столько давно, сколько серьезно. У нас царит разностилье и разновкусье, граничащие с непрофессионализмом. Умеют говорить красиво, но просто говорить, и зрителю незачем вдумываться в то, что он слышит. Вот вы, общаясь со мной, ожидаете: что я скажу в следующую минуту. Такой же процесс должен происходить и во время спектакля.

"ВЕРЮ В ТО, ЧТО ПРЕДНАЧЕРТАНО"

-- Питаете ли вы какие-то надежды в связи с назначением нового министра культуры и искусств?

-- Никаких. Знаете, в городе ждали театрального события, когда начали ставить "Король Лир" Шекспира. Я в очередной раз попал в больницу, и когда увидел в репортаже с пресс-конференции, что критикам нечего сказать -- все стало ясно. Там ведь ничего играть не надо: зажигает сама поэзия, сам Король Лир. Велосипедов там нет: просто сумасшедший человек, и если четко проследить за тем, что он говорит -- все понятно. У Шекспира все построено по-простому: надо только четко и точно вынести на публику мысль. Все.

-- Вам приходилось переживать ситуацию, когда вы вдруг забыли текст?

-- Постоянно, но в жизни -- очень редко, чаще -- во сне. Идет, конечно же, сумасшествие -- ведь на самом деле я все помню! А когда не могу найти выход к сцене -- это самые страшные сны. А экзамены! По три года в десятом классе учусь, в институте -- постоянно.

-- Наверное, это специфическая реакция подсознания совестливого человека...

-- ...на то, что не состоялось. Но я ни о чем в жизни не сожалею, нет, и отчаяния я особенного не испытываю. Я верю в Бога: что мне отпускается Господом -- значит, так оно и должно быть. Все мои желания и мечты, которые я пережил -- верю, еще вернусь к этому, только не здесь, а в России. Там что-то происходит -- меня ждут, звонят друзья. А еще я хорошо помню Санкт-Петербург и Красноярский ТЮЗ.

Украине нужен хороший театр, я бы сам с удовольствием поставил несколько спектаклей, но каждый должен быть детищем, чтобы после нескольких представлений не превратиться в растиражированное действо. Это непростой проект. Представляю себе реакцию коллег: в Украине столько лет существует театр, и вдруг нашелся какой-то Олялин, которому что-то не нравится, не признающий украинскую школу театра.

-- Встретив 2000 год, вы ощутили себя в новом времени?

-- В новой палате -- ощутил. Я человек реальный, не смотрю назад. Если и выдумываю что-то наперед, то верю в то, что предначертано. Мне всегда хотелось хорошего украинского кино, а не подделки типа "Роксоланы" -- с шароварами и с оселедцами, с украинским духом.

Очень хочется сделать 9 мая праздник для наших ветеранов -- по традиции на киностудии им.Довженко. Ведь мы встречаемся ежегодно, и я уже придумал, как порадую их.