1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№514 25.01.2000

НА КАЖДОГО КИЕВЛЯНИНА -- ПОЛТЫСЯЧИ ГРИВЕН

Большинство из нас исправно платит налоги и в день зарплаты "на бумажке" видит одну сумму, а "на руки" получает несколько меньшую. Задумываемся ли мы, куда девается разница? Спросить, казалось бы, некого. А ведь во многих городах и странах муниципальные власти раз в год публикуют -- для всеобщего обозрения и изучения -- подробные отчеты о том, как потрачены деньги налогоплательщиков. Иными словами, на какие расходы ушли городские доходы в прошедшем году. Более того -- с такой же периодичностью гражданам рассказывают, на что планируют потратить поступления в городскую казну в году текущем (или грядущем). Мы попытались было последовать положительному примеру, но в полной мере сделать это оказалось невозможным уже потому, что столичный бюджет-2000 изложен на... 136 страницах.

ШТРАФОВАТЬ НАС БУДУТ МЕНЬШЕ

Прежде всего взглянем на прошлогодний бюджет Киева. Выглядит почти невероятным тот факт, что он оказался выполненным и даже перевыполненным (!) на 1,5 %. Это тем более примечательно, что правительство страны ежегодно не досчитывается почти четверти запланированных доходов. Как удалось создать в столице финансовый оазис?

-- Секретов несколько, -- рассказывает председатель бюджетной комиссии Киевсовета Владимир Присяжнюк. -- Первый -- "Закон о столице Украины -- городе-герое Киеве", принятый 15 января 1999 года и предусматривающий финансовое обеспечение выполнения Киевом столичных функций (кстати, только два субъекта государственности Украины имеют сегодня право самостоятельно формировать свои бюджеты -- Киев и АР Крым). В статье 19 закона четко указано, что городу остается 100% поступлений от налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, а также платы за землю. Вторая причина -- достаточно благоприятный инвестиционный климат. Киев как мегаполис сохраняет свою привлекательность для предпринимателей больше, чем любой другой город. И, наконец, третий фактор -- субъективный -- четкая работа финансистов. Все это позволило еще до нового года принять и столичный бюджет-2000 -- есть все основания полагать, что он тоже будет выполнен.

Городской бюджет-2000 впечатляет не только толщиной, но и заметным ростом практически всех показателей. Если бюджет прошлого года составлял 1 млрд. 100 млн. грн., то в этом году -- 1 млрд. 373 млн. 645,9 тыс. грн. Доходы общего фонда утверждены в размере 1 млрд. 228 млн. 854, 9 тыс. грн. и специального -- 144 791 тыс. грн., в том числе поступления в виде платы за землю -- 76 млн., банков за пользование временно свободными средствами -- 15 млн., около 12 млн. -- местные налоги и сборы, дивиденды от предпринимательской деятельности. Еще одна деталь нового столичного бюджета -- поступления от штрафов планируются в полтора раза меньше, всего около 8 млн. -- как говорится, в связи с пожеланиями трудящихся.

ЖИЛЬЯ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

А теперь о расходах. Почти вдвое они увеличены на социальную защиту и соцобеспечение -- 112 460, 3 тыс. грн. В 2,5 раза -- на жилищное и коммунальное хозяйство, хотя в масштабах Киева даже 121 млн. гривен, предусмотренных на это, что капля в море.

-- Жилфонд ветшает, -- говорит Владимир Константинович. -- К сожалению, в 1999 году было выделено очень мало средств на коммунальное хозяйство (в госбюджете -- вообще ни копейки), хотя это одна из самых болезненных точек в жизнеобеспечении города. Крыши текут, подъезды, канализационные трубы, краны, все это в плохом состоянии. Так что выделенных средств хватит разве что залатать "текущие дыры".

Назовем самые крупные статьи расходов столичного бюджета: правоохранительная деятельность (22 901 тыс. грн.), культура и искусство (36 640 тыс. грн.), капиталовложения (244 011 тыс. грн.), социальная защита и соцобеспечение (112 460 тыс. грн.), просвещение -- (51 947 тыс. грн.), охрана здоровья (221 705 тыс. грн.). В полтора раза увеличены расходы на науку, в основном это исследования по так называемым хозтемам -- различные мониторинги, защита окружающей среды и т.д.

-- Есть такое понятие -- консолидированный бюджет, включающий и городской, и районные бюджеты. Так что если взять, к примеру, здравоохранение, то с учетом средств, предусмотренных в райбюджетах, сумма будет гораздо большей, чем указанные 221,7 млн., -- объяснил Владимир Константинович. -- Что порадует молодежь -- выделены немалые средства на строительство жилья. Киев является пионером долгосрочного кредитования жилищного строительства, и от этой практики отказываться не собирается. Мы смотрим в будущее и пытаемся приучить людей самим, взяв кредит, строить себе жилье уже сегодня. На Западе популярны ипотечные кредиты -- коммерческий банк дает долгосрочный кредит любому человеку, который имеет место работы, под 5 или 3% годовых. Наша страна не готова еще перейти на эту систему обеспечения жильем.

Будет также продолжаться сооружение многоквартирных домов на массивах Позняки, Осокорки, Троещина. Общей сложностью планируется ввести в строй около 800 тыс. квадратных метров жилья. 20 млн. грн. выделено на строительство жилья для военнослужащих. Это тем более радует, что в проекте госбюджета на этот год деньги на капитальное строительство практически не предусмотрены.

Для многих городов болезненной и труднорешаемой проблемой стала судьба одиноких стариков и инвалидов, в этом году в Киеве выделяется на строительство интернатов для них 17 млн. гривен.

СКОЛЬКО НИ ПРОСИ -- ПОЛУЧИШЬ ПОЛОВИНУ

Разумеется, у нового горбюджета есть и свои узкие места -- по-прежнему остается дотационным Ватутинский район, остался неизменным старый принцип формирования бюджета -- проси больше, все равно дадут половину.

-- Для того, чтобы удовлетворить все потребности районов, нам необходимо было бы около десяти бюджетов. Если, например, Московскому району выделяется порядка 35 млн., то он просит около 130 млн. Как формируется бюджет? Собираются предложения от всех основных распорядителей бюджетных средств -- райадминистраций, главных управлений (культуры, образования, социальной защиты, охраны здоровья и т. д.). В первую очередь рассматриваются так называемые защищенные статьи -- зарплаты бюджетников, учителей, врачей, пенсии. Далее -- содержание учреждений, то есть оплата тепла, воды, ремонта. И только после этого -- бюджет развития. Что остается -- идет на капиталовложения. Киев, кстати, один из немногих регионов, который выделяет бюджетные ассигнования на развитие города, например, на строительство бесплатного жилья, больниц, амбулаторий, противоожогового центра, восстановление православных святынь -- Михайловского и Успенского соборов.

--А районные администрации не обижаются, если просят больше, а получают меньше?

-- Обижаются все, но и сами районы что-то должны делать. Например, создать более благоприятные условия для предпринимателей. Хотя бы тем, чтобы они не стояли под кабинетами в очередях по четыре часа. Тогда люди пойдут в малый и средний бизнес, значит, будет больше налогов, больше доходная часть бюджета. Кстати, для поддержки предпринимательства и создания новых рабочих мест бюджетом выделено 19 млн. гривен.

-- Относительно благополучная картина в Киеве вполне может вызвать зависть других городов и регионов. Что бы вы пожелали или посоветовали им?

-- Чтобы руководители любили свой город, приходили на работу в семь утра, перед тем, как зайти в кабинет, проехались по городу, посмотрели. Чтобы они обедали в кабинете тарелкой супа из столовой и дальше работали -- до десяти вечера, если надо, так, как работает мэр Киева Александр Омельченко. И тогда каждый из городов будет таким же, как Киев.

P.S. Интереса ради я провел совершенно неправильные с точки зрения специалистов подсчеты. И все же: если разделить бюджет Киева на количество его жителей, получится сумма порядка 525 гривен на каждого киевлянина.