1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№514 25.01.2000

"ВСЕХНИЙ" УЧЕБНИК ЛЮБИМЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

О школьных учебниках вспоминают все чаще -- наверное, в обществе "проснулся" инстинкт самосохранения. Ведь сложившаяся ситуация грозит целому поколению дистрофией интеллекта. Об этом на научно-практической конференции в Харькове говорили, так сказать, все заинтересованные лица.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ...

Историки жалуются, что учебники не полностью соответствуют программе, написаны тяжелым языком, не дают хронологии, не выделяют главное и второстепенное. Географы говорят, что в восьмом классе начинается изучение географии Украины, а учебника для русскоязычных классов нет. И на рынке он на украинском, а стоит 27 гривен (!). Биологи раздражены, что учебник для шестых классов абсолютно не рассчитан на детское восприятие, и удивляются, как его вообще могли рекомендовать для школы. У словесников свой счет -- кроме учебников, катастрофически не хватает словарей. А ведь со словарями нужно работать не от случая к случаю, а на каждом уроке.

Но сетования городских педагогов блекнут рядом с информацией сельских. Город снабжен учебниками все-таки пощедрее, можно что-то прикупить на рынке. А в глубинке и этого нет. Тот багаж знаний, который получают сейчас выпускники сел, совершенно недостаточен, чтобы идти работать или поступать в вуз.

Как же наши героические учителя выходят из положения? Кто как: заменяют учебники более дешевыми "Рабочими тетрадями" или брошюрами "Ответы на экзаменационные вопросы". Что-то заставляют конспектировать. Немало и таких, которые тайно, поскольку это строжайше запрещено, учат детей по старым советским, но добротным учебникам. Иногда -- по новым российским. А иногда просто рассказывают материал, надеясь на цепкую детскую память. Конечно, все это неполноценная замена, и качество обучения падает.

Примечательно, что большинство педагогов уверены: учебники должны быть собственностью ученика, их не стоит выдавать "напрокат" в школьных библиотеках. Если учебник "всехний", для ребенка он остается нелюбимым. Так книга отчуждается, становится одноразовой вещью, к которой не может быть никакой привязанности. Учебники должны быть "домашними", говорят учителя. Все равно их "бесплатность" -- это миф, поскольку они оплачены из налогов всех жителей страны.

И еще одна очень важная вещь. Учителя не хотят, чтобы учебники им спускали "сверху" в виде кота в мешке, как это происходит сейчас. У нас в "каждой номинации" -- по одному учебнику, а их качество зачастую не тянет даже на слабенькую "троечку". Педагоги считают, что должны иметь возможность выбирать из нескольких книгу лучшую, а потом рекомендовать ее детям. Тогда неудачные учебники по законам рынка просто "вымрут". Собственно говоря, именно так обстоят дела во всех цивилизованных странах.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЗДАТЕЛЯ...

Не совсем ясно, каким именно должен быть современный украинский учебник. Предельно простым и наглядным, как комикс? Строго научным, насыщенным фактами и доказательствами? Описательным? Проблемным? Это совсем не простые вопросы, как может показаться.

Оригинальную концепцию нового украинского учебника разработали специалисты ассоциации "Учебная литература -- XXI век". Ее президент Татьяна Фещенко обладает единственным в своем роде сочетанием опыта педагога в системе развивающего обучения, автора учебников и руководителя издательства. Это дает ей возможность видеть проблему со всех сторон.

-- Ученик должен понять, какие именно проблемы стоят перед изучаемой наукой, -- считает Татьяна Ивановна. -- Поэтому излагать материал надо так, чтобы он соответствовал естественному ходу мышления специалиста, будь то химик, биолог или историк. Трудность здесь в том, что школьный учебник -- не научная статья. Он содержит только известные, не дискуссионные для науки факты и теории. Но при этом автор должен суметь воссоздать проблемное поле, чтобы ученик вместе с ним шел дорогой исследователя.

С этой точки зрения школьный учитель, даже самый лучший, вряд ли может быть автором учебника. Образно говоря, если ученые -- композиторы, то учителя -- пианисты. Правда, на этот счет есть и другие мнения.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Главное, чтобы учебники были недорогими. Выложить 100--200 гривен за годовой комплект для многих семей -- неподъемная задача. А если школьников двое, трое? Подходящая цена, по общему мнению, -- максимум 5 гривен за одну книгу.

Чтобы снизить цены, не нужно изобретать велосипед, а нужно на всю цепочку выпуска учебников сделать льготное налогообложение, как в России. И ввести механизм дотаций для родителей школьников, например, уменьшить сумму налога с их зарплаты.

Стоит также создать систему кредитования выпуска учебников на уровне правительства. То есть при наличии макета книги и грифа Министерства образования издательство любой формы собственности должно иметь возможность взять кредит под разумный процент. Кредит этот надо будет вернуть только в том случае, если книги понравятся и их купят.

Кому это будет выгодно? Всем! Учителю, потому что он сможет выбрать из нескольких учебников лучший. Государству, поскольку сейчас оно просто отдает деньги (кстати, весьма неохотно и несвоевременно), а в этом случае вернет их назад, да еще с процентами. Издателю, если он будет выпускать конкурентоспособный товар. И ученику, который получит хороший учебник.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА...

Очевидно, сейчас школьный учебник просто обречен быть некачественным и дефицитным одновременно. А это абсолютно точно гарантирует, что страна сползает в разряд "третьего мира". Зато качественный и доступный школьный учебник -- это если и не гарантия, то все-таки совершенно необходимая основа для процветания нации. Все это отражено в решении участников конференции, а координацию работы взял на себя специальный совет при Министерстве образования.