1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№515 26.01.2000

ЮРИЙ СОЛОВКОВ: “ОРГАНИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НЕТ!”

Это заявление председатель Гостаможслужбы Украины сделал несколько дней назад в ходе состоявшейся у него в кабинете беседы. Юрий Петрович сразу подчеркнул, что желал бы открытого, откровенного разговора, предполагающего острые вопросы...

СКОЛЬКО НАДО ПОЛУЧАТЬ, ЧТОБЫ НЕ БРАТЬ "НА ЛАПУ"?

-- Юрий Петрович, упомянутая система коррупции никогда не существовала, или ее удалось поломать?

-- Мое впечатление таково, что ее не было изначально, сколько служба таможенная существует. Речь об организованной системе коррупции и взяток, ведущей от рядового инспектора и до Киева.

-- Имеете в виду пресловутый чемодан с деньгами, набиваемый купюрами внизу и передаваемый наверх?

-- Да-да, вот якобы собирается куча чемоданчиков, потом они складываются в контейнер, а тот идет в столицу... Нам же были анонимные звонки, что, мол, туда-то поехала машина с 14 тоннами аудио- и видеотехники для одного начальника, в иное место -- для другого... Но я стараюсь не обращать на подобную ложь внимания.

-- Не секрет, что многие беды, связанные со взяточничеством, идут от малой зарплаты. Сколько таможенник сейчас получает в сравнении с представителями правоохранительных органов? И сколько должен был бы получать для того, чтобы не "брать на лапу"?

-- По-моему, какого-то конкретного потолка зарплаты, после которого никто никогда больше в жизни не возьмет денег, назвать невозможно. Ведь сотрудник, который стоит на таможенном оформлении, имеет печать, право подписи и право "пропускать груз" или "не пропускать", действительно облечен огромной властью. Сравнивать с кем-то другим сложно... Что касается конкретики, то вы, наверное, знаете, что 13 декабря было подписано постановление правительства и зарплату нам подняли в среднем в два раза. Но подняли в отношении тех ставок, которые были установлены в 96-м году. Тогда наш среднестатистический инспектор без всяких надбавок получал (в пересчете) 150--180 долларов. Сейчас даже с учетом надбавок у него не выходит и 70. Наши ставки и надбавки находятся на одном уровне с органами внутренних дел. Но есть и существенное отличие от правоохранителей -- мы не имеем никаких льгот. То есть реальный доход таможенника еще ниже -- на сумму подоходного налога и ту сумму, которая идет на коммунальные услуги. А сейчас это немалые затраты.

-- Хочу прояснить: ваши зарплаты -- это, так сказать, голый бюджет, или вы что-то "отстегиваете" из того, что конфисковываете?

-- Вопрос, конечно, интересный... У нас есть, вернее, были, потому что в проекте бюджета на 2000 год этого уже нет, таможенные сборы, которые шли на развитие таможенных органов Украины. Они напрямую поступали на расчетный счет ГТСУ и централизованно распределялись среди подразделений. Но эти суммы не использовались на заработную плату, она -- исключительно из бюджета. Теперь о конфискации. Часто думают, что мы от конфиската свой процент имеем. Это не так. Все 100 процентов от реализации конфиската перечисляются в бюджет.

-- Кстати, о перечислении. Как быстро собранные вами с клиентов деньги попадают в казну? Не может какая-либо таможня на время о них "забыть"?

-- Нет, такого быть не может. Средства, которые принадлежат государственному бюджету, должны попасть в казначейство в течение трех суток с момента их поступления в орган, который отвечает за направление денег в бюджет. Мы эту цифру за счет плодотворной работы с банком "Аваль" сократили до суток, максимум -- до полутора. Причем механизм так отлажен, что все проходит вне зависимости от субъективного фактора.

Несколько слов о дополнительных сборах. Не так давно в прессе обвинили таможенную службу, в частности, меня, будто мы "пробили" двухпроцентный дополнительный сбор. А я могу абсолютно ответственно заявить, что мы единственные, кто возражал против его введения, ибо оно полностью противоречит действующему законодательству. Такая же картина и в отношении дополнительного сбора по нефтепродуктам. Таможня была категорически против. Мы давно почувствовали, что увеличение ставок моментально приводит к снижению таможенных платежей.

ТАМОЖЕННИК НА СЛУЖБЕ -- БЕЗ ГРОША В КАРМАНЕ

-- Ходят слухи, будто финансирование Гостаможслужбы при новом правительстве может быть существенно сокращено. Как это отразится на вашей деятельности ? Сможете ли вы тогда сдать столько, сколько от вас требуется в бюджет?

-- Очень сложный вопрос. Здесь будут играть роль многие факторы. Например, на сколько сократят. Конечно, мы понимаем, что в стране тяжелая ситуация и возможны вынужденные непопулярные шаги. В таком случае сразу прекратим капитальное строительство. О ремонтах, приобретении мебели я вообще не говорю. Это уже забыто в 99-м году. Ремонты вели только там, где аварийные ситуации. А строительство пунктов пропуска мы пока не прекращали. Придется полностью свернуть программу по развитию таможенной стражи, потому что это очень дорогостоящее мероприятие. Там и транспорт, и связь, и оружие. Но я абсолютно уверен, что сама служба с объемом проектных показателей, которые записаны, должна справиться. Возможности для этого у нас есть. Жаль только, что начнем сразу же отставать по развитию пунктов пропуска...

-- Вы говорите об открытии новых?

-- Нет, о реконструкции уже построенных. Вы помните 1993--94 гг. -- "закрывали" таможенные границы с Молдавией, Россией, Белоруссией. Из 10 открытых тогда пунктов пропуска только три на сегодняшний день обустроены нормально. Все остальные остались в том же состоянии. То есть стоят 4-5 вагончиков, какой-то контейнер для предметов, что изымаются при контроле, ну и то, что сами себе придумали... Где-то навесики сверху сделали, или над вагончиками соорудили кровлю, чтобы не затекала вода. У нас работают уникальные ребята. Вот если поехать на таможенный пост Мариновка, на границе с РФ, есть на что посмотреть. Там воды нет, так парни вручную на глубину 26 метров среди каменной породы продолбили колодец. После смены шли не домой, а на "стройку", брались за кирку... Внутри вагончики облагородили -- кто обои из дома принес, кто краску... Правда помог еще председатель колхоза, хозяйственный мужик... Мы туда ни копейки не вкладывали с момента, как завезли вагончики.

-- Как производится оплата на пунктах пропуска? Были ли случаи бандитских нападений на эти учреждения, где, по идее, водятся кое-какие деньжата?

-- Нет, не было, слава Богу. С 1996 года там открыты рабочие места банка "Аваль", за что нас иногда критикуют, даже были антимонопольные расследования... Для чего мы это сделали? У нас таможенник в руки вообще не берет никаких платежей. Раньше, да, собирали "наличку". Схема была такая: клиент платит инспектору, тот идет в кассу, сдает эту сумму, получает квитанцию, потом отдает ее вместе с оформленными документами, декларацией пересекающему границу... Сейчас клиент в банковское окошечко платит сам. Банк же занимается инкассацией, вывозом денег. Наличные в пунктах пропуска через таможенные, пограничные и прочие органы не проходят вообще. Это специально сделано, чтобы бороться со злоупотреблениями. Даже нескольких копеек собственных денег в карманах быть не должно! Если принес из дома -- сдай в служебной раздевалке. Мы это жестко контролируем еще и во избежание провокаций. Были случаи, когда рассказывали, что дали взятку таможеннику, а на самом деле никто не давал. Это нередко бывает с руководителями туристических групп: собрал деньги с пассажиров, и утверждает, что это таможне. А сам в карман положил...

АМЕРИКАНЦАМ НАС НЕ ПОНЯТЬ...

-- Юрий Петрович, известно, что Президент недавно жестко критиковал то, как борются в Украине с контрабандой. Ваше ведомство ощущает в этом плане свою вину?

-- Президент не говорил о таможенниках, он сказал о самой контрабанде. Леонид Данилович прекрасно понимает, что это процесс, зависящий не от одной таможенной службы. Мы действительно единственный орган в стране, в обязанностях которого в полном объеме записана борьба с контрабандой. Но реальных прав осуществлять эту борьбу мы не имеем. Закона об ОРД до сих пор нет... Вот схема, где и как мы можем работать. Например, проверять транспорт на маршруте имеем право лишь тогда, когда его остановят сотрудники ГАИ. На территории предприятий -- только совместно с налоговиками или милицией, при возбуждении уголовного дела. И так далее. Кроме того, в стране должна существовать система невозможности реализации "левого" товара. И неважно, из-за границы он завезен или внутри страны произведен. Зайдите на базар -- пожалуйста, любая продукция продается, которая не прошла никакого таможенного оформления. Мы вмешаться не имеем никакого права...

Вот пример, который я, еще будучи начальником управления, "привез" из США. Спрашиваю у американского коллеги: как вы контролируете доставку груза, чтобы он обязательно пришел туда, куда надо? Он не понял, решил, что ему неправильно перевели. Еще раз -- то же самое. Тогда я ему показываю на пальцах: вот, смотрите, прошла из Мексики через пункт Сан-Диего машина с текилой и по документам видно, что она едет в Нью-Йорк. Понятно? Да, понятно. Но на самом деле машина ушла в Калифорнию... Он: как в Калифорнию? Она не поедет в Калифорнию, ей же в Нью-Йорк надо. Я объясняю, мол, чтобы продать тихонечко, никому налоги не платить. Он ошеломленно спросил: "А что, у вас такое возможно?". Тогда я ему рассказал, как мы боремся с недоставкой...

-- Сейчас это по-прежнему больная тема?

-- По уровню доставки грузов, скажу без ложной скромности, мы достигли результатов, лучших в Европе. Сейчас груз, который проходит пункт пропуска, может не попасть в место назначения, только если он вообще не регистрировался. Тут уже речь о серьезном уголовном преступлении, когда в сговоре пограничники, таможенники, транспортники и другие контролеры.

-- Хорошо, Юрий Петрович, я клиент, якобы еду транзитом, не плачу акциз. То есть, опять возникает проблема "тонущего груза"...

-- Транзит -- это совершенно отдельная схема. Пожалуйста, выбирайте. Первый вариант: вы нанимаете таможенную стражу, сопровождение. Второй: даете гарантию через финансового посредника, то есть организацию, которая имеет договор с таможенной службой Украины. Этим договором предусмотрено, что посредник берет на себя (за определенную плату, естественно) обязательство в случае недоставки груза внести в казну всю сумму причитающихся платежей. Таможня контролирует только, чтобы на территории Украины одновременно не находилось товара на сумму, превышающую гарантии.

-- А залог существует?

-- Да. Он не очень популярен, потому что надо иметь огромные оборотные средства, но существует. У нас проблем нет, так как в каждом пункте пропуска есть рабочее место банка. Наличкой вносят редко, в основном перечислением. Но все равно это сравнительно небольшие суммы, по всей Украине залог не превышал одновременно 12 миллионов долларов.

"ЛЕГАЛЬНАЯ КОНТРАБАНДА", УВЫ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ

-- Недавно на пресс-конференции Михаил Потебенько заявил, что у Генпрокуратуры масса вопросов к Минтрансу. А у таможни?

-- Проблемы действительно есть, особенно по железнодорожному транспорту. Можно взять статистику за 1999 год. На железную дорогу не распространяются ни гарантии, ни залоги, ни предварительные декларации. Ситуация такая. Если груз пропадает, то в соответствии с уставом железной дороги (он действует еще со времен Советского Союза), ответственность наступает не перед таможенными органами, а перед отправителем или получателем. Эта проблема существует, но на сегодняшний день в гораздо меньшей степени, потому что сама "Укрзалізниця" начала наводить порядок. Возьмем, например, переадресацию. Дело в том, что если отправлять груз из России в Украину, то надо платить НДС, а если в дальнее зарубежье -- не нужно. Адресовали, допустим, в Италию, в Украине делалась переадресовка по очень простой схеме. Фирма-получатель присылала факс: ребята, мне этот груз не нужен, я его отдаю такой-то украинской компании. И все это без таможенного оформления. Мы потом гонялись по всей Украине за этими грузами... Ныне руководитель "Укрзалізниці" серьезно занялся данной проблемой, провел несколько крупных "чисток", заменил десятки начальников станций. Вы знаете, подействовало! При переадресации теперь надо пройти комплекс мероприятий, она заметно упорядочилась.

--Допустим, мы жулики и, слив из цистерн в пути следования продукт, заполнили их водой. Груз транзитный (хотя на деле остался в Украине), налоги не платим, а фирма-получатель тоже наша, там в курсе...

-- Существует и такая проблема. Но я бы не сказал, что она сейчас стоит очень остро, хотя мы ею занимаемся. Не в каждую цистерну, конечно, заглядываем, но на входной станции выборочно проверяем. Если спирт идет, берем замеры, составляем документы о нарушении таможенных правил. Это как минимум. А возможно и возбуждение уголовного дела. Впрочем, проблем сейчас больше не с цистернами, а с контейнерами. Чтобы контейнер досмотреть, его надо открыть. А эти ящики, дабы их не грабили, ставят "нос к носу". Без специального крана не обойтись, а где его взять на таможне? Правда, как-то добились мы, поставили кран. И с первого поднятия -- два уголовных дела...

-- И все же, после всех принятых мер, есть сейчас недоставки на железной дороге?

-- Вот цифры за прошлый год, по состоянию на 1 января. Под контролем таможенных органов было совершено 280 000 железнодорожных отправок. Не дошло своевременно до места назначения -- 1851 (это может быть как один вагон, так и целый состав). В причинах будем разбираться -- то ли груз "утонул", то ли просто чье-то разгильдяйство... Но нужно отметить, что в 1995--96 годах таких недоставок было на порядок больше.

-- Известно, что в Украине долгое время идут дебаты по поводу льгот для совместных предприятий с иностранными инвестициями. Я знаю, что вы и ваши службы давно с этими льготами боретесь. Как на сегодня обстоит дело?

-- С нашей точки зрения, плохо. Число таких предприятий уже перевалило за тридцать. Основных -- три. Вопрос не раз рассматривался различными судами, Верховной Радой...Окончательный ответ дал Конституционный суд -- дескать, надо поступать так, как предписано предыдущими решениями. Словом, льготы остались. Мы в свое время действительно активно боролись, но в СП тоже умные люди, юристы сидят. Пока шла судебная волокита, они исправно платили акциз, все до копейки. Потом забирали свой груз. И сразу же шли в суд со всеми документами. А там принималось решение не в нашу пользу, деньги в бесспорном порядке списывались со счетов таможни и возвращались в СП. Такой прецедент был, например, в Харькове, там всю таможню оставили без зарплаты... Президент на коллегии в налоговой администрации назвал это все легальной контрабандой. И такая контрабанда продолжается.

-- Сколько здесь теряет государство?

-- 3 миллиарда 43 миллиона гривен по расчетам прошлого года. Такова сумма таможенных платежей, которые были бы уплачены, если бы не пользовались упомянутым решением суда. В нашей борьбе оставался последний шанс, и я им воспользовался: обратился к Генпрокурору с просьбой добиться рассмотрения этого вопроса на пленуме Верховного суда.

Есть еще одна цифра, которая не менее впечатляет -- освобождение от уплаты в соответствии с международными договорами и некоторыми иными законодательными актами. Тут мы не добрали 5 миллиардов 896 миллионов гривен. Это договоры о свободной торговле, гуманитарная помощь, товары, которые ввозятся временно и так далее.

-- А как обстоят дела с таможенными сборами за ввозимые в страну автомобили, после того, как возраст этих машин ограничили пятью годами?

-- Я тоже хочу, чтобы Украина была экологически чистой, чтобы все ездили на хороших автомобилях, но... Вот то, что мы реально потеряли. 1996 год -- ввезено 186 тысяч транспортных средств под оформление, уплачено 335 миллионов гривен. 1997 год -- ввезено опять 186 тысяч... До всех этих мер у нас была стабильная цифра: завозилось 180--190 тысяч автомобилей в год, это и грузовики и легковые, все вместе. 1998 год, уже действует ограничение -- "заехали" 112 тысяч автомобилей, платежи -- 347 миллионов гривен. И, наконец, прошлый, 1999 год -- 52 тысячи машин, платежи -- 149 миллионов. Комментарии излишни...

-- А если пересчитать на у. е. по курсу 1996 и 1999 годов...

-- ...

И все же закончили мы нашу беседу на оптимистической ноте. Юрий Петрович не сомневается, что Президенту и новому Кабмину удастся реализовать задуманные реформы, что Верховная Рада преодолеет кризис и примет необходимые стране законы, что сломаются и вылетят, наконец, палки, торчащие в колесах нашей экономики. И таможенная служба обязательно справится со всеми стоящими перед нею задачами.

На пару традиционных личных вопросов времени не хватило -- беседа затянулась и глава Гостаможслужбы уже торопился на встречу с первым вице-премьером Украины Юрием Ехануровым. Но пообещал, что ответит на них для читателей "Сегодня" в следующий раз...