1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№516 27.01.2000

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ:

Вот уже лет пять, как некогда диковинные штрих-коды перестали служить приметой фирменных импортных товаров, а появились и на своих, отечественных, упаковках и даже -- счетах за телефонные переговоры и коммунальные услуги... Тогда же, полдесятилетия назад, обещали, что к 2000-му революция в быту и торговле закончится полным переходом на язык штриховой символики. Однако "час расплаты" настал, а картина в большинстве магазинов, мягко говоря, не шибко впечатляюща: "Маш, какой там код?" -- вопрошает кассирша продавца. "Сейчас посмотрю", -- откликается та, диктует подружке код товара, а та вручную выбивает нужную цифру в кассовом аппарате... Вместо ожидаемого ускорения обслуживания, как это случилось во всем мире после внедрения штрих-кодов, в нашей уникальной системе торговли расчет с покупателями, наоборот, замедлился! Почему же революция не свершилась? О "подводных камнях", на которые то и дело наскакивают поборники внедрения на непаханой отечественной ниве системы идентификации по штрих- коду, рассказывает президент Ассоциации товарной нумерации "ЕАН-Украина" Георгий Дзись:

-- Уже более 2,5 тыс. фирм и частных предпринимателей Украины пользуются штриховыми кодами для маркировки своей продукции, нами выданы коды для 36 тыс. наименований товаров. Больше всего их -- 70% -- получила пищевая промышленность (особенно активно "кодируется" кондитерские и ликеро-водочные предприятия), тогда как только 2% приходится на производителей обуви, одежды. И все же число обращений за штрих-кодами увеличилось за последние пару лет вдвое: люди вошли во вкус, процесс пошел и его уже не остановить. Самое главное -- появились оптовики, большие склады, на которых вручную нельзя пересчитать и систематизировать миллионы единиц товаров.

-- Почему же производители не торопятся обзаводиться штрих-кодом?

-- Если производитель ведет автоматизированный учет продукции и работает с оптовыми покупателями, ему без штрих-кода не обойтись. А тех, кто до сих пор варится в собственном соку, на уровне "цех -- базар", пока жизнь не припекла. В первую очередь именно производители должны направить в торговлю свой товар со штрих-кодами, а тогда и магазины вынуждены будут внедрить систему для их считывания. Минторг в свое время обязал свои предприятия перейти с 2000 года на систему идентификации товаров на базе штрихового кодирования. Многие магазины уже сейчас отказываются принимать некодированную продукцию: если у них считывается сканером информация о товаре со штрих-кода -- то не будут же они вручную переписывать тысячи продуктов! Кроме учета, система позволяет при минимальных затратах провести полное маркетинговое исследование, отследить количество заказов и сроки реализации товара, чтобы не омертвлялся капитал, -- это совершенно новая философия торговли!

-- Выпуск неучтенной продукции --- одна из главных причин того, что производители, даже не из подпольных цехов, не хотят обзаводиться кодом?

-- Тот, кто не хочет "светить" свой оборот, естественно, и не стремится попасть в систему автоматизированного учета, которую отражают коды: ЕАН -- для открытой экономики, а не теневой. К примеру, один хорошо известный текстильный комбинат не желал получать код, ссылаясь на то, что это плохо скажется на себестоимости товара. Когда же разделили $5 за код на минимальную заправку ткани в 2 тыс. метров, оказалось, это "разорит" производителя на десятые доли копейки на каждом погонном метре... Истинная же причина нежелания попасть в открытую систему была иной: отправка безымянного товара за рубеж, где ему присваивали код другой страны -- и продавался текстиль уже по совсем другим ценам у нас же в Украине (хотя и не выезжал за границу -- выезжали только документы).

-- Что нужно, чтобы получить код?

-- Надо стать членом системы ЕАН. Для начала -- заполнить анкету: адрес, телефон, реквизиты фирмы, руководителя. А для кода на товар -- его характеристику: технические условия производства, соответствие стандартам, характерные признаки, вид упаковки.

-- Говорят, обзавестись кодом -- слишком дорогое удовольствие...

-- У нас дифференцированная система. Для крупных производителей вступительный взнос -- $300, годовой -- еще $200 и примерно по $5 за код на каждый товар. Мелким частным предпринимателям вступительный обходится в $50, годовой -- $50 и за каждый код -- по $5. Шкала такая, что лишь первые десять кодов на товары обходятся по $20, а после 25-го наименования -- уже по $10 в национальной в национальной валюте. Уникальный код становится собственностью производителя. И даже если товар больше не выпускается, сведения о нем еще 5 лет хранятся в базе данных ЕАН. Присваиваем коды и для поставок в Америку: туда отправляют сталь, посылает свою продукцию "Nemiroff"... Штаты берут с ЕАН за код по $100, но это все же лучше, чем поставлять товар некодированным -- иначе закупочную цену на него автоматически снижают на 30%. Очень много лекарств экспортируются в Россию. И если мы берем за код на этот товар $5, то на границе российская коммерческая структура кодирует его уже за $250.

-- Штрих-код -- отличное средство и для борьбы с фальсификатами?

-- Ну конечно: если мы присваиваем штрих-код, у нас есть вся информация о производителе. Чтобы проверить происхождение сомнительного товара, именно к нам обращаются покупатели, таможенники, организации потребителей, даже из-за рубежа запросы присылают. Так, были проблемы со стиральным порошком с маркировкой Бельгии -- при проверке товар оказался производства Польши и Турции. Проверяли крупную партию спиртных напитков с маркировкой Венгрии -- оказалось, подделка.

-- Торговцы жалуются на качество штрих-кодов на товарах отечественного производства... По данным торгово-промышленной палаты, 35% этикеток не читаются техникой!

-- Есть государственный стандарт качества штрих-кода, дабы он мог быть считан безошибочно. Мы, конечно, рекомендуем производителям фирмы, где им печатать этикетки с качественным штрих-кодом. Но некоторые предпочитают довольно сомнительную экономию: заказывают печать на некачественной бумаге, в заштатных типографиях на несовершенном оборудовании. Таких -- 20%! Поэтому в каждом из 33 региональных центров члены ЕАН могут бесплатно проверить качество штрих-кода до того, как печатать весь тираж, и получить протокол ошибок. Еще одна проблема -- пользуются несовершенными программами, которые не могут довести до уровня стандартов.

-- В последнее время счета за телефон и все коммунальные платежи -- тепло,
электроэнергию, газ -- приходят со штрих-кодами. Это дань моде, или имеется уже и практическое применение?

-- Мы сейчас работаем над разработкой единого формата таких квитанций, чтобы банк мог считывать код и снимать платежи прямо с карточек, как это делается во всем мире.