1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№516 27.01.2000

В СОВРЕМЕННОМ МАГАЗИНЕ ВОРУЮТ НЕ ПРОДАВЦЫ, А... ПОКУПАТЕЛИ

Первые практические шаги во внедрении системы идентификации на основе штрих-кодов делают в сети оптово-розничных магазинов "Будмакс", Торговом доме "Европа", магазинах "Смачний світ", "Хомяк", обувном "Пальмира"... Свежайший пример, как сказали бы прежде, "передового опыта", -- переоборудованный месяц назад для работы со сканерами расчетный узел гастронома "Любава". Что обошлось в 350 тысяч гривен (и это еще не предел расходов): усовершенствование торговли по современным стандартам -- весьма дорогая инвестиция.

В отличие от большинства супермаркетов, ориентирующихся главным образом на импортные товары, этот магазин на столичном жилмассиве Оболонь специализируется на продуктах отечественных производителей (их здесь 90% ассортимента). И, как оказалось, такая ориентация обещает немало проблем... "Мы просчитали, что в недалекой перспективе наши затраты должны оправдаться, -- рассказывает гендиректор ОАО "Авторитет" Александр Борщенко. -- По идее, ускоряется расчет с покупателями, не болит голова о бухгалтерии (новая технология намного облегчает учет и обработку потока информации). А выручка не зависит от взаимоотношений продавца с клиентами -- это тоже плюс. Не нужно ставить над каждым торговцем контролера, чтобы не украл, не обвесил, не обманул... Но мы даже не подозревали, сколько нас ждет проблем!

Оказалось, половина отечественной продукции поступает вообще некодированной. Бывает, проверим штрих-код на банках полученной сгущенки, внесем его в компьютер -- а вторая часть товара из того же ящика оказывается немаркированной. Этот фокус часто повторяют и с солью: верхние пачки из упаковки -- со штрих-кодом, а остальные -- без. Нет кода на хлебе, пластиковых пакетах, молочной продукции... Много проблем с сыром: его упаковка размокает, а сканер потом не считывает "поплывший" код. У йогуртов один штрих-код на весь блок из четырех стаканчиков, а покупатели берут, как правило, поштучно.

Столкнулись с тем, что водка одной марки может поступать с разными штрих-кодами -- например, в объединении "Артемида" "Русскую" разливают несколько заводов. Поэтому маркировка отличается, а сканер этого "не понимает" и фиксирует такой товар как подделку. Та же проблема с чаем, который расфасовывается в Украине. Не исключена возможность поступления на склад магазина и самих подделок, -- но их сканер отбраковывает, и они дальше кассового аппарата не пройдут. Так что потребитель хотя бы застрахован от употребления фальсифицированной продукции.

Существенный минус -- посредственное полиграфическое исполнение штрих-кодов на упаковках отечественных продуктов. Сканер их не всегда распознает. Коды бордового цвета вообще не берет, "любит" только черный. Хотя если черный код размещен на красном фоне -- сканер к этикетке по нескольку раз приходится подносить, пока наконец прочтет. А задержки у кассы из-за таких мелочей вносят дополнительную нервозность в отношения покупателя с продавцом. Дает сбои техника и по причинам совсем уж прозаическим: из-за регулярных перебоев с подачей электричества, из-за перепадов напряжения нежные импортные кассовые аппараты и сканеры отказываются корректно работать.".

Только за один день кассир проводит 8 тысяч операций -- без сканера это было бы просто невозможно, ведь в ассортименте 10 тысяч наименований товаров. Надо сказать, что покупателям в новом магазине не только интересно разобраться, наконец, с кодами и "поиграться" со сканерами -- в отличие от рынка, их здесь не обманывают: продают только качественный товар, а не фальсификат. И если заказал "Докторскую" колбасу -- получат именно ее: весы ведь тоже здесь непростые (еще при взвешивании вес и цену товара преобразуют в соответствующий штрих-код). Покупатели, надо сказать, реагируют весьма своеобразно на магазин, где вместо продавцов -- консультанты: некоторые хитрецы, например, умудряются... незаметно съесть товар, не донося до кассы. Люди постарше вшивают под полу зимней одежды емкости и тайком вливают в них подсолнечное масло. Потенциальных клептоманов останавливает музыкальное сопровождение при проходе мимо кассы -- многие думают, что так реагирует реле на припрятанные товары. Шарахаются наши граждане от цивилизации: ни за что не желают брать тележку для покупок -- а ведь это, не говоря об удобстве для покупателя, стандарт обслуживания в магазине такого уровня.

Еще нюанс: если исключена возможность обмана, нельзя прикарманить сдачу или "наварить" на излишках товара -- то какой смысл торговцам работать в магазине новой технологии? По словам Александра Иосифовича, со многими из старой гвардии пришлось распрощаться, а оставшимся -- набавить зарплату. Несмотря на все расходы, цены в переоборудованном магазине оставили на прежнем уровне. За первый месяц работы со сканерами магазин понес убытки в 13 тыс. грн. Тогда же стало понятно, что экономическая выгода появится только тогда, когда товаров с качественными штрих-кодами будет в магазине хотя бы 80% (в развитых странах этот показатель составляет около 95%). "Когда я почувствую, что мы не выдерживаем и так работать невыгодно -- я закрою этот магазин", -- признался Александр Борщенко.

Казалось бы, государству полезно хотя бы на первых порах поддерживать дотациями такие магазины, чем невольно поощрять теневую экономику. Ведь только неучтенный товар заставляет производителей отечественных товаров в мороз или дикую летнюю жару выезжать на базары и продавать свою продукцию с машин, а не отдавать ее без лишних хлопот в торговую сеть. Именно по этой причине многие из них не хотят тратиться на маркировку продукции штрих-кодами. Ведь тогда сразу прекращается воровство: не только мелкое, на уровне рядовых продавцов -- но и становится невозможен выпуск теневой продукции в космических масштабах. В то же время государству не нужно было бы содержать колоссальный штат налоговиков и борцов с экономическими преступлениями: ведь маркировка штрих-кодами -- это гарантия исправных налогов и пополняемости казны. Капиталисты, например, признают только технику: продавец с контролером всегда могут договориться и поладить -- а сканер "не купишь". Поэтому они уже дожили до более совершенно уровня: практически все расчеты давно выполняются сканируются при помощи беспристрастных магнитных карточек.