1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№517 28.01.2000

БЕЗУСЛОВНО "ТАКЖЕ", НО НЕ ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ

Женщина и ТВ -- тема неоднозначная. Феминистки сразу бы заголосили, что не делится "поэзия по половому признаку". Еще как делится. Стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, и Марии Петровых -- чрезвычайно талантливы. Но они все равно -- "женские" и с этим ничего не поделаешь. И когда читаешь "сублимированную" прозу Оксаны Забужко, понимаешь, что написала это женщина, ибо не дано мужчине с таким остервенением набрасываться на оппонента. Когда читаешь лучшую телекритикессу России Ирину Петровскую, понимаешь, что так по-иезуитски воспользоваться деталями может только дама. Более того, единственное, что роднит мужчину и женщину в деле, -- это то, что женщины, как и мужчины, тоже умеют писать, летать, делать телепрограммы так же талантливо и профессионально. "ТАКЖЕ", но не "ТАК ЖЕ", не таким же образом.

Женщины на телевидении (при наличии профессии и таланта) достигают результата, пользуясь совершенно другим арсеналом средств. Согласитесь, что мужественность, воля к победе и жесткость им противопоказаны. Игорю Воеводину, Льву Новоженову (из "Сегоднячко" на НТВ), Виталию Портникову (еще недавно ведущему аналитическую программу на СТБ), Сергею Сивохо ("Как стать звездой"), Даниилу Яневскому или Владимиру Оселедчику (1+1) вовсе не обязательно быть красавцами -- обаяния вполне достаточно. Относительно женщин на нашем ТВ помню один прецедент: Лидия Иванова в роли ведущей "Темы" не вполне пришлась зрителю по сердцу не в последнюю очередь из-за неординарной внешности (Жорж Санд в очень зрелые годы) и манер, напоминающих мужские. Все это естественно, ибо женщины-телеведущие проникают в сердца зрителей благодаря чувственному восприятию в первую очередь, и благодаря интеллекту -- только во-вторую.

Конечно, в этом есть свои недостатки и преимущества. Среди недостатков мужчины-профессионалы называют на первый взгляд парадоксальный: красота отвлекает. Дескать, на Западе давно практикуют на новостийные программы брать барышень с "неотвлекающей" внешностью. То ли наши телевизионные начальники прониклись тем же постулатом, то ли еще по какой причине, но, надо сказать, и в наших информационных программах таких ведущих появилось немало. Хотя, НТВ, к примеру, по-прежнему в эфире предпочитает красоток (посмотрите, например, "Сегоднячко" -- там женщины бесспорно проигрывают мужской половине по текстам и реакциям, зато чудо как хороши).

Что касается преимуществ, следует признать: все, что имеет эмоциональную окраску (публицистика, например), воспринимается лучше из уст женщины. "Версии" Ольги Герасимьюк столь популярны еще и благодаря той особой проникновенности автора, которая в мужских устах выглядела бы несколько странной. Так же, как и мексиканские страсти Оксаны Пушкиной в "Женских историях" (теперь уже "Женском взгляде"). Что касается другого (отрицательного) полюса "женского" ТВ, он лежит в плоскости принципа "все, что слишком, превращается в собственную противоположность". Частенько женщины на экране перебарщивают с дозами кокетства и "сахара". В "Уик-энд" Ирины Зинченко (Интер) просто хочется добавить соли и перца, Анжеле Рудницкой (Территория А") уже поздно изображать "гимназистку румяную", а Арина Шарапова и Наталья Дарьялова (ОРТ) просто катастрофически напоминают дочерей мачехи Золушки (помните наставления про "стрельбу глазами" и "Ха-ха-ха -- один раз"?).

У дам на ТВ специфический юмор. Преимущество в том, что они могут успешно пользоваться на экране легкими дозами хорошей женской стервозности. Например, замечательно поддразнивала в утреннем эфире этой недели Аня Безулик нового (еще не очень акклиматизировавшегося) партнера Геныка Глибовицкого. Тема была любопытная: "В результате чего мужчина может перестать быть суперменом -- лысины, импотенции или потери работы? В силу нежного возраста Генык с большинством вышеперечисленных позиций (убеждена!) не знаком, однако, видимо, именно по причине этого самого возраста бедный юноша не принимал активного участия в обсуждении животрепещущей темы, что давало повод остроумной Ане веселиться от души. Выглядело это очень симпатично -- расшалившаяся старшая сестра на людях подкалывает младшего брата.

Особенно явственно видны проблемы с юмором в ди-джейских программах украинских каналов, когда девушки рассказывают о музыке и беседуют с гостями. Сюда же можно прибавить некоторые ток-шоу и всевозможные "астрологические прогнозы".

Все вышесказанное хочется подытожить так -- женщин на телеэкране должно быть -- "много и разных". На западном телевидении так и есть. Хотелось бы, чтобы они появлялись в интеллектуальных программах (есть же на НТВ Светлана Сорокина -- "Герой дня без галстука" -- или Кира Прошутинская со своим "Пресс-клубом", и обе дают фору мужчинам-коллегам), в экстремальных (Елена Ханга отлично работает в программе "Про это") или женских (как, например, "Я сама") ток-шоу. Потому как (что бы ни говорили борцы за равноправие) "женское" телевидение -- другое, и чем больше будет на нашем телевидении "другого", тем полноценнее оно станет в целом.