1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№518 29.01.2000

ИКС-ФАЙЛЫ

"ПАРТИЯ УЧИТ, ЧТО ТЕЛО ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ"

Эта всем известная шутка мало того что полностью отражает объективную научную реальность, так еще и доставляет массу хлопот материаловедам. Ну, например, как герметично соединить металл и стекло в иллюминаторах космического корабля, если коэффициент термического расширения у стекла и металла разный? Только материалы нагрелись, тут же пошли "трещины".

Трое советских космонавтов -- Пацаев, Добровольский и Волков -- погибли именно по причине внезапной разгерметизации кабины. После этого случая все космонавты стали входить в корабль уже в скафандрах, а академик Юрий Найдич со своими коллегами из Института проблем материаловедения (ИПМ) НАН Украины начал работы по соединению разнородных материалов. В том числе и стекла с металлами. Сегодня это уже десятки соединений, которые нужны не только космосу, но и авиации, машиностроению.

ВОЗДУШНЫЙ МЕТАЛЛ

У сотрудников отдела пористых материалов ИПМ странная работа. Они специализируются на том, что добавляют в разные материалы как можно больше воздуха. Да еще и стараются сделать его пузырьки как можно меньшими. И не просто так, ради "чистой" науки, а например, для очистки газов и жидкостей.

Ученые придумали керамические и металлические пористые фильтры. Если металлы спрессовать обычным способом, то они будут слишком плотными и не смогут "работать фильтрами". А вот если "испечь" по хитрой технологии, то металл будет содержать лишь 10%... металла. А 80--90% его объема составят пузырьки воздуха. Причем они будут крохотными -- от одного до ста микрон, а сплавы настолько стойкими, что можно фильтровать кислоты и другие агрессивные соединения. Для химической промышленности это неоценимая находка.

ЛЕГКОГО ТОРМОЖЕНИЯ, БелАЗ!

О порошковой металлургии сегодня детям рассказывают в школе. Однако же нет предела совершенству! И ученые ИПМ, научившись создавать детали из металлических порошков, перешли к смесям разных материалов.

Огромная трудность в управлении большегрузными машинами -- БелАЗами, КамАЗами -- состоит в том, что их трудно останавливать. Большая нагрузка на тормозную накладку быстро выводит ее из строя, а само торможение -- серьезная работа. Чтобы водитель мог легко тормозить, ученые ИПМ соединили десятки порошков -- металлические, смазывающие -- и получили уникальный материал. Так что теперь если БелАЗ и "поскользнется", то сможет быстро и легко затормозить.

КОНТАКТ? ЕСТЬ КОНТАКТ!

Электроэнергию в наши дома и на предприятия несет специальная аппаратура. А каждое замыкание и размыкание контактов, по которым идет огромный ток, несет им страшную болезнь -- электроэрозию. Поэтому ученые ИПМ долго трудились над тем, чтобы создать такие контактные материалы, которые бы выдерживали эти нагрузки как можно дольше. Им это удалось! Теперь осталась одна -- совсем маленькая -- задачка: заменить старые контакты на новые и электроэрозии не будет.