1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№520 02.02.2000

"БАННЫЙ ДЕНЬ" ОТМЕНЯЕТСЯ?

Славянское слово "баня", оказывается, произошло от латинского "бальнеум", означающего "прогнать хворь, боль, грусть". Но при упоминании о Соломенской бане не то что грусть -- тоска и безнадега одолевают: одна из трех последних столичных бань с "русским паром" много месяцев балансирует на грани банкротства и закрытия, борясь за жизнь с... бумажкой, нормативным актом.

В редакцию позвонил председатель правления АО "Соломенка" Александр Николаюк: "Мы снова вынуждены просить помощи у газеты "Сегодня". После вашей публикации ("Грязные деньги и деньги из грязи: почувствуйте разницу!", 21.09.99 г. -- Авт.) и наших многочисленных обращений в столичную госадминистрацию, городское управление земельных ресурсов и Киевсовет последний принял решение предоставить АО "Соломенка" 99-процентную льготу по уплате земельного налога на четвертый квартал прошлого года. Это позволило банно-прачечному предприятию по итогам года кое-как свести концы с концами. Но срок действия льготы кончился, и нас вновь "придавила" несуразная плата за землепользование с коэффициентом 2,5 -- таким же, какой определен для казино, ресторанов, супермаркетов -- то есть для предприятий торговли и коммерческих услуг. Мы снова вынуждены доказывать, что такой земельный налог нам не по карману и что он установлен неправомерно, поскольку банно-прачечные услуги относятся к категории общественно необходимых, социально-оздоровительных, а не коммерческих".

Заметим, что наивысший коэффициент землепользования -- 2,5 -- для "Соломенки" и ей подобных заведений был установлен по причине "плюрализма в одной голове", а именно -- госкомстатовской. В республиканском положении от 1995 г. банно-прачечные услуги отнесены к категории социально-бытовых, вместе с услугами медицины и просвещения, что выглядит вполне логичным. А тремя годами позже, в методике определения коэффициента использования земельного участка, Госкомстат отнес их к коммерческому, а не общественному, использованию (последнее предполагает уплату земельного налога по коэффициенту 0,7).

На доказательства неправоты государственного органа и исправление досадной ошибки, как свидетельствует опыт, могут уйти годы. А тем временем Соломенская баня попросту обанкротится и закроется -- кстати, одна из двух в Киеве, спроектированная для массовой санитарной обработки населения в случае техногенных катастроф и эпидемий, от которых мы, увы, не застрахованы. Такая же судьба может постигнуть оказавшееся в аналогичной ситуации ОАО "Русановка" -- крупнейшую в стране фабрику--прачечную, да и прочие немногочисленные "островки чистоты" для простых смертных. Ведь и "Соломенка", и "Русановка" в основном обслуживают бюджетные организации -- больницы, детские сады, воинские части -- а им и по нынешним скромным тарифам нечем оплачивать стирку белья, за которую задолжали десятки тысяч гривен. На любителях попарить косточки Соломенская баня тоже капитал не сколотит: финансовое положение народонаселения таково, что любое повышение стоимости входного билета сразу ведет к уменьшению числа посетителей и сокращению доходов. Но...

В данной ситуации не обязательно добиваться милости от Госкомзема или Госкомстата: Земельный кодекс Украины и закон о плате за землю дает право местным советам по своему усмотрению устанавливать и изменять для предприятий и организаций пресловутый коэффициент уплаты земельного налога. А в законе о столице есть даже положение о том, что местные администрации должны обеспечивать санитарное благополучие на подведомственных террирориях. Киевсовету достаточно логически совместить эти свои права и обязанности, чтобы раз и навсегда установить реальную плату за землю и для "Соломенки", и для других ей подобных "коммерсантов" из сферы бытового обслуживания, которая сегодня находится в состоянии "ни жив, ни мертв". В крайнем случае -- пролонгировать для бани льготу по землепользованию на срок, достаточный для того, чтобы разобраться в этом простейшем, с точки зрения рядового избирателя, деле.

"В противном случае нам останется одно, -- резюмирует А. Николаюк, -- надеяться на справедливое решение арбитражного суда в деле о взаимоотношениях АО "Соломенка" с госучреждениями, принимавшими "убийственные" нормативные акты. Уверен, что нам все-таки удастся доказать, что общественная баня -- это не банк, где делают деньги, не сомнительная коммерческая структура, где они "отмываются", и даже не "крутая" сауна, где "решаются вопросы". Сюда приходят простые люди, чтобы со вкусом помыться--попариться, поговорить "за жизнь", поддержать здоровье березовым веничком и паром. Предать их мы не имеем права, поэтому будем бороться до конца".

Мэр столицы Александр Омельченко, помнится, пообещал землякам поддержать действующие и отремонтировать старые бани. Положим, можно понять, что деньги на ремонт и переоборудование бань и прачечных в городской казне найти непросто. Но поддержать своим авторитетным словом "бойцов" социально-бытового фронта киевский голова, думается, мог бы.

Под занавес -- невеселая шутка. "Основы законодательства Украины о здравоохранении", представьте себе, обязывают гражданина следить за гигиеной своего тела. Но при этом, естественно, не указывают финансовых источников для посещения роскошных саун, которых в последние годы в столице развелось -- пруд пруди. Нет в документе ни строчки и о том, как выживать под жесточайшим налоговым прессом заведениям, призванным "прогонять хворь, боль и грусть". Может, вы наконец дадите ответ на этот вопрос, избранные нами депутаты Киевсовета?