1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№521 03.02.2000

НЕ ПЛАТИШЬ ЗА ПАРКОВКУ -- ПЛАТИ ЗА "ЭВАКУАЦИЮ"

Можно поставить памятник водителю, который ездит по городу, не ругаясь. Большинство не применет отпустить пару-тройку крепких словечек: бензин дорожает, "коллеги" ездят без правил, гаража нет, а услуги автостоянок не по карману. И припарковаться негде. А если за парковку приходится еще и платить, то чаша недовольства вообще переполняется -- известно ведь, наш народ раскошеливаться не любит. Благо, хоть гаишники не оставляют квитанции под "дворниками" и не эвакуируют машины на штрафплощадки, как в американских фильмах. Хотя -- все это скоро появится и в славном граде Киеве.

Количество автомобилей в столице стремительно растет и уже перевалило за полумиллионный рубеж. Вместе со "средствами передвижения" растет и проблема стоянок, гаражей, паркингов. Хотя в прошлом году количество мест парковки увеличилось до 9,7 тысячи, столичных водителей это мало радует (скорее, расстраивает тот факт, что в Зализничном и Ленинградском районах открыты две площадки на 800 мест для отстоя транспорта, задержанного сотрудниками ГАИ, еще три такие же появятся в Ватутинском, Дарницком и Харьковском районах). Сегодня в городе 446 гаражно-строительных кооперативов и 344 автостоянки всего на 228 тысяч так называемых машино-мест, а нужно вдвое больше. И был бы повод для пессимизма, если бы Киев не планировал к 2010 году полностью осилить эту проблему.

-- Решено начать с инвентаризации и компьютеризации мест размещения транспорта, ведь сегодня в городе сотни "точек", которые даже не оформлены юридически, -- рассказывает директор КГКП "Киевпарксервис" Юрий Михайленко. -- В коммунальной собственности находится всего 2% автостоянок, и если плата за одно место составляет 24 гривни в месяц, то на коммерческих автостоянках тарифы остаются неурегулированными, оплата -- от 30 до 150 (!) гривен в месяц. Из-за высоких цен стоянки не заполняются даже наполовину, а водители вынуждены оставлять машины у дома, ночь не спать, выглядывая в окно.

СПРЯЧЬТЕ ПАРКОВКИ ПОД ЗЕМЛЮ

Уже разрабатывается новая схема размещения в Киеве многоэтажных подземных и наземных гаражей, паркингов, открытых автостоянок на 300 тысяч мест. А чтобы не изобретать велосипед, создана группа экспертов, которые изучили опыт других европейских городов, даже участвовали в съезде "парковщиков" Европы. В Будапеште, например, вся парковка подвластна муниципалитету, в Варшаве -- частная система, в Париже -- смешанная, с продажей абонементных талонов. А поскольку Киев -- что чистый лист, в нем можно создать систему парковки, которая вберет в себя все самое лучшее.

Существует целый комплекс программ, которые будут финансироваться за счет прибыли от парковки. Одна из них -- как и где разместить паркинги, особенно в центральных районах. Программа предусматривает строительство около 30 подземных паркингов, в частности, на улицах Круглоуниверситетской, Богдана Хмельницкого, Ярославов вал, на Европейской площади и бульваре Шевченко. Для первого этапа автоматизации парковки в центральных районах необходимо приобрести около 500 паркоматов стоимостью $ 3--5 тысяч. Кроме того, каждый строящийся или реконструированный дом, каждый банк, ресторан, офис обязательно должны иметь неподалеку или под собой паркинг или стоянку для размещения служебного транспорта. Кстати, уже сегодня практически все дома строятся с подземными паркингами, рассчитанными, в основном, на автомобили жильцов.

ПАРКИНГ + АЗС + СТО + РЕСТОРАН + ...

-- Программа носит инвестиционный характер, -- продолжает Юрий Васильевич. --
Мы активно привлекаем инвесторов, и им это выгодно -- помимо застройки паркинга развивается целая инфраструктура, которая позволит в течение 2--5 лет вернуть деньги.

Как пример можно привести уже начавшееся строительство паркинга на 500--700 машино-мест в Московском районе столицы (пр. 40-летия Октября, 30-32). Здесь же будет станция технического обслуживания, автомойка, АЗС, автомагазин, супермаркет, ресторан-бар, а в наземной части -- офисные помещения.

В первую очередь инвесторы привлекаются к строительству паркингов для международных организаций, посольств, которые сегодня крайне нуждаются в местах для своего транспорта и даже готовы участвовать в инвестиционных программах, а вырученные средства будут идти в городскую казну, в том числе -- на дальнейшее развитие системы размещения транспорта.

ДЕШЕВЛЕ НЕ БЫВАЕТ. ДОРОЖЕ НЕ БУДЕТ?

Многие столичные водители предпочитают вообще не платить за парковку, а сознательных и добросовестных наверняка порадует тот факт, что в Киеве -- самые низкие в Европе тарифы -- всего 1 гривня в час (меньше 20 центов). В ближайшее время тарифы подниматься не будут, хотя в мировой практике и принят такой расчет: час парковки равен по стоимости литру бензина.

Сегодня в Киеве 343 парковщика. В их обязанности входит уборка совместно с шэдами "рабочего места", например, от снега (хотя столичные водители и не заметили особого рвения). А вот за сохранность припаркованных автомобилей парковщики, в отличие от работников круглосуточных автостоянок, ответственности не несут, что, естественно, возмущает водителей (в прошлом году с мест парковки было даже угнано два автомобиля). Во избежание угона или "порчи" транспорта "Киевпарксервис" предложил внедрить систему страхования автомобилей на местах парковки.

Готовы ли столичные водители к тому, чтобы платить помимо парковки еще и страховку, а тем более -- стать жертвами новых и довольно жестких штрафных санкций? У властей, конечно же, найдется логичное им объяснение -- необходимо пополнять бюджет, развивать систему парковки, гаражей и автостоянок, кроме того, это -- общепринятая мировая и европейская практика, иными словами -- признак цивилизованности. А на простых граждан навевает ужас одна мысль о том, что в Киеве будет введена система блокирования нарушителей парковки (разместивших машины на тротуарах или проезжей части), а тем более -- эвакуация
"провинившихся" автомобилей на штрафплощадки за счет владельцев. То же можно сказать о немаленьких штрафах за неправильную парковку, квитанции на которые бдительные гаишники будут оставлять под "дворниками". Тем не менее, соответствующий проект уже готовится и в ближайшие две-три недели будет рассмотрен.

Казалось бы, все просто -- веди себя цивилизованно, не нарушай правил парковки и тебе неприятности не грозят. С другой стороны, трудно представить, что при наличии паркоматов водители сами, по доброй воле, будут оплачивать парковку, если поблизости нет контролера. Поэтому без парковщиков не обойтись, а во избежание определенного оттока средств планируется придумать для них... кассовые аппараты на поясах.

Все большую популярность приобретает практика оплаты за парковку по безналичному расчету: рестораны, кафе, бары, магазины, офисы "бронируют" 2--3 места для своего транспорта или автомобилей своих клиентов. Уже сегодня 45% прибыли от парковки в центральных районах поступает в городской бюджет именно таким путем.

ЗАЕЗЖАЕШЬ В СТОЛИЦУ -- ПОМОЙСЯ

Киев ежедневно пересекают до 30 тысяч транзитных автомобилей, которым вскоре будут предоставляться услуги по размещению на круглосуточных транзитных автостоянках, введено страхование на случай аварий (это плюс), дополнительный сбор за передвижение по Киеву и мосты через Днепр, штрафы за нарушения при передвижении (это минус).

-- Посмотрите, какие грязные машины ездят по городу, и не только потому, что за рулем -- бескультурные водители. Просто в столице нет дешевых, экологически чистых автомоек, -- рассказывает Юрий Михайленко. -- В планах -- размещение автомоек в каждом гараже, при каждой автостоянке или АЗС -- для начала не менее двухсот в городе. И транзитный транспорт обязательно будет заезжать в город чистым.

Напоследок о деньгах. Доходы "Киевпарксервиса" выросли с 1,4 млн. грн. (1998 г.) до 2,4 млн. грн. (1999 г.), в бюджет поступило 1 млн. 430 тыс. грн., в том числе в городской -- 424 тысячи. За счет открытия упомянутых программ доходы планируется увеличить в 10 раз.