1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№522 04.02.2000

ВИКТОР МУСИЯКА: "НЕЛЬЗЯ ВЕРШИТЬ ПОЛИТИКУ МЕГАФОНАМИ, МОРДОБОЕМ И ЗАХВАТОМ ТРИБУН"

Зампредседателя Верховной Рады предыдущего созыва Виктор Мусияка имеет свой взгляд на последние события, происходящие в здании под куполом и свой рецепт примирения парламентских "большевиков" и "меньшевиков". Мало кто помнит, но в августе-сентябре 1997 года у Виктора Лаврентьевича был реальный шанс стать спикером, когда экс-глава парламента Александр Мороз и его первый заместитель Александр Ткаченко находились на лечении. Но таким подарком судьбы он не воспользовался...

-- Почему? Что вам помешало в ту пору поставить на повестку дня вопрос о недоверии парламентскому руководству и самому возглавить Верховную Раду?

photo
-- В ходе работы прошлого созыва несколько раз поднимался вопрос о недоверии главе парламента Александру Морозу. Его упрекали в многочисленных нарушениях регламента, но главное обвинение заключалось в том, что своими действиями руководство мешает выдерживать реформаторский курс в законодательном процессе. Когда я остался сам на парламентском хозяйстве -- ситуация была угрожающая. Мороз и Ткаченко лежали в больнице, а я выполнял обязанности спикера, принимая по пять уколов в день.

-- Как вы прокомментируете одновременное заболевание Александра Мороза и Александра Ткаченко, которое при этом требовало исключительно стационарного лечения?

-- Я не хочу этого даже комментировать. Будем расценивать случившееся как стечение обстоятельств.

-- Вас никто из коллег не подбивал в тот момент провести маленький парламентский переворот и официально взять бразды правления в свои руки? И в связи с этим интересно узнать, какими были ваши отношения с левыми товарищами?

-- В тот момент, когда Мороз и Ткаченко слегли, никому и в голову не приходило ставить вопрос об их досрочной замене. Но уже после их выздоровления депутаты из демократического лагеря трижды пытались сменить руководство, правда, эти попытки ни разу не были доведены до конца. Мне пришлось самому заканчивать седьмую сессию и открывать восьмую. Когда утверждался план действий на очередную сессию, левые депутаты предлагали вынести на рассмотрение парламента такие скандальные вопросы, как импичмент президенту, вступление Украины в Межпарламентскую Ассамблею стран СНГ. Думаю, тогда я с достоинством вышел из трудного положения. Коммунистам предложил прежде всего разработать соответствующий механизм, а потом уж заявлять об импичменте. Инициаторам законопроекта по МПА я посоветовал обратиться в профильный комитет, который бы утвердил или частично дополнил предложенный документ, и лишь после такой процедуры он имел право появиться в сессионном зале. И хотя левые были не удовлетворены такими решениями, они очень нормально отреагировали на происходящее, поскольку я действовал согласно регламенту.

Между предыдущим и нынешним парламентом существует существенное отличие -- разный подход к трактованию регламента. Ведь вопросы о недоверии спикеру поднимались и в ту пору, но они рассматривались исключительно в рамках регламента. Кроме того, тогда в стенах парламента наблюдалось приблизительное равенство политических сил как слева, так и справа. Где было взять необходимое количество голосов для отстранения Мороза от занимаемой должности?

-- Какова ваша версия ныне произошедшего?

-- По большому счету, формирование Верховной Рады 14-го созыва было несколько искусственным. Поэтому не было гармоничной связки между людьми, которые там появились. Вы посмотрите, 11 фракций парламентского большинства не могут найти общий язык между собой и по сей день. Уже неделю мы являемся свидетелями напряженных консультаций, они о чем-то ведут переговоры, договариваются, потом опять возникают какие-то разногласия и все начинается по новой... Круг интересов большинства не совпадает прежде всего на экономической основе. И если сейчас ситуация изменилась к лучшему, то это лишь благодаря появившемуся президентскому указу о проведении всеукраинского референдума. Он послужил катализатором парламентского объединения.

Я твердо уверен, что формирование большинства -- абсолютно нормальное и логически обоснованное явление в нынешних условиях. Нет ни малейшего смысла в дальнейшем существовании парламента, если в нем не обозначится руководящая сила, готовая взять на себя ответственность за положение дел в законодательной сфере. Смена спикера и вице-спикера -- тоже давно назревшая необходимость, но производить любые рокировки нужно только в рамках регламента. А чего стоят представления с мегафонами, мордобоем и захватом трибуны... Мне становилось неловко за наших депутатов.

На мой взгляд, следовало поступить иначе. Если не получилось отстранить руководство ВР от ведения заседаний так, как это было запланировано заранее, можно было перенести рассмотрение этого вопроса на следующую сессию.

-- Сможет ли Иван Плющ объединить правых и левых будучи спикером?

-- Иван Степанович имеет огромный опыт парламентской деятельности и в данном случае он довольно нейтральная фигура для всех нелевых фракций. Он не конфликтует ни с одной из политических сил, мы не слышим от него резких заявлений и обличительных речей. Хотя он и является членом Народно-демократической партии, но тем не менее, никогда не отмежевывался от общения с представителями других групп.

-- Что бы вы посоветовали Александру Ткаченко в нынешней ситуации? И вообще, как вы расцениваете его действия?

-- Я не хочу никому давать советы, кроме одного: все депутаты, в том числе и председатель, не должны превышать свои служебные полномочия. Сейчас Ткаченко обеими руками ухватился за регламент. Но ведь до этого он сам неоднократно нарушал парламентский кодекс. В отдельных случаях это устраивало как правых, так и левых. Ткаченко давно понимает, что обязательно будет смещен, но хочет уйти красиво.

-- Левые способны заблокировать работу Верховной Рады?

-- Мне кажется, если события и дальше будут развиваться по накатанному сценарию, то это может породить массу проблем, которые придется решать только с участием Конституционного суда. Если левые заблокируют работу Верховной Рады, то это будет свидетельствовать лишь о том, что большинства в парламенте у нас нет.

-- А если левые откажутся принимать участие в работе парламентских комитетов?

-- У нас есть механизмы, которые дадут возможность противостоять бездействию меньшинства. Можно обжаловать в Конституционном суде положения регламента, которые не соответствуют Конституции или требуют дополнительного толкования. В частности, давно пора определиться, какие решения принимаются простым большинством, а для утверждения каких необходимо набрать две трети голосов.