1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№522 04.02.2000

АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА: "В БАЛЕТЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ ПЕРВЫХ, НИ ВТОРЫХ"

В ней все прекрасно, она вполне могла бы стать киноактрисой или топ-моделью: высокая, стройная красавица с дворянскими манерами. Анастасия Волочкова -- солистка Большого театра, она танцует по всему миру. Это -- удивительная балерина, все линии ее танца неповторимы, она словно вибрирует навстречу музыке. Победительницу Международного конкурса имени Сержа Лифаря особо отметила Гранд-Этуаль Парижской оперы Ирина Вырубова, назвав Анастасию Волочкову танцовщицей для Гранд-опера.

-- Балериной, по-моему, нужно родиться. А как сложилась ваша судьба? Вы мечтали о чем-либо другом?

photo
-- Мне кажется, что люди искусства "посылаются" на эту Землю, и талант артиста даруется ему Господом Богом. Безусловно, актером нужно родиться, но многое зависит и от личности человека, его характера. Самой главной своей задачей я всегда считала развитие своего внутреннего мира и всегда хотела жить так, чтобы моя душа "прорастала", воспитывала себя и набиралась духовной силы. Для этого, конечно, необходимо было, чтобы меня окружали замечательные добрые люди -- личности и профессионалы.

Безусловно, большое влияние оказал на меня Санкт-Петербург -- город высочайшей культуры, которому я обязана многим: там я родилась, училась, воспитывалась, начинала карьеру -- четыре года была солисткой Мариинского театра. После этого получила приглашение в Большой театр на положение солистки. Конечно, эти две столицы оказали на меня особое влияние. И теперь я имею честь представлять Россию, танцую по всему миру.

А больше всего на свете я благодарна маме и папе. Папа был в свое время чемпионом Союза по настольному теннису, впоследствии тренером сборной России, от него у меня -- большая сила воли и упорство в работе.

"В ДУШЕ Я ГЛУБОКО ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК"

-- Вы единственный ребенок в семье?

-- Да, я одна. К счастью, еще у меня есть прекрасная белая ангорская кошка.

-- Как вы сделали свой выбор в жизни? Понимали ли ваши родители, что вы обрекаете себя на трудную судьбу?

-- Я благодарна родителям за то, что фактически они подарили мне профессию -- создали все условия, чтобы получить ее, поскольку балетная жизнь -- это полный отказ от всех радостей и удовольствий. Уже с самого раннего детства (с девяти лет я начинала этот путь) были необходимы какие-то особые возможности и, конечно, деньги на дополнительные занятия с педагогом. Мама и папа помогали мне во всем, способствовали моему развитию, творчеству. Благодаря им у меня были свои костюмы, фонограммы. Теперь я могу организовывать свои сольные концерты как в России, так и в Украине, да и во всем мире.

-- Мир детства разрушается, как только ребенок начинает заниматься чем-то профессионально. Жалели вы о нем, когда нужно было много и упорно заниматься, а в это время ваши сверстники просто гуляли на улице? Нет ли теперь чувства, что вам не хватило настоящего детства?

photo
-- Могу сказать, что детства как такового -- с игрушками и прогулками во дворе -- у меня не было. Много времени проводила на занятиях: с 9 утра до 7 вечера в Вагановском училище, затем приходила домой и начинала занятия с педагогом. Это сделало меня взрослой намного раньше времени. Но я могу быть только счастлива тем, что судьба посылала мне испытания: ребенком я уже понимала, что такое трудности жизни, и впоследствии было намного легче. Каждое последующее испытание сегодня воспринимается более разумно и легче преодолевается.

Может быть, мне когда-то хотелось играть с детьми во дворе... Время изменилось. Сейчас я иногда больше чувствую себя ребенком, а в детстве ощущала себя взрослой. Это замечательно, мне кажется, потому, что делает восприятие жизни прекрасным и светлым. Я хочу верить в добрую жизнь, в то, что она возможна. И сейчас очень люблю мягкие игрушки -- может быть, потому что когда-то давно не имела времени с ними играть. Люблю смеяться, потому что жизнь сложна. В душе я глубоко одинокий человек, поэтому люблю большие компании, чтобы вокруг были друзья. К счастью, могу сегодня это себе позволить, и люди, с которыми мне хорошо, действительно рядом со мной. Стараюсь строить свою жизнь так, чтобы в ней гармонично сочетались творчество и личная жизнь, уделять много времени работе, но и находить его для образования и отдыха.

"БАЛЕРИНА ДОЛЖНА БЫТЬ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ"

-- В Петербурге часто бываете?

-- К сожалению, сейчас намного реже, чем раньше -- один раз в несколько месяцев. Но встречи с петербуржцами для меня -- самые счастливые. Когда был мой сольный концерт в зале "Октябрьский" -- и пришли 4000 зрителей -- это был настоящий праздник и подарок судьбы. Я поняла, что не забыта. Именно сольные программы делают меня счастливой: это встречи с друзьями -- с моими зрителями, которых я всегда жду. 2 и 4 января были спектакли "Жизель" с труппой великого хореографа Бориса Эйфмана, который сейчас ставит в Большом балет "Русский Гамлет", в котором я играю роль Екатерины Второй.

-- Анастасия, какие заглавные партии вы танцуете в Большом? Много сейчас работы на сцене?

-- К сожалению, в театре сейчас не очень много спектаклей, я занимаю положение гостевой артистки, то есть работаю по контракту. В прошлом сезоне я станцевала "Лебединое озеро" в постановке Владимира Васильева и его же "Жизель", "Раймонду" и "Баядерку" в постановке Юрия Григоровича, Фею сирени в "Спящей красавице", премьеру балета "Конек-Горбунок", поставленного Николаем Андросовым в прошлом сезоне, участвую в гастрольных поездках театра. Кроме того, танцевала в Германии и Австрии, недавно получила приглашение в Лондон. Буду танцевать балет "Спящая красавица" в постановке Эрика Дина -- художественного руководителя Английского Национального балета. Этот интересный проект -- новая версия спектакля -- будет осуществлен в Альберт-Холле, престижном зале на 9000 мест.

-- Вас не пугает, что в этом зале, построенном в виде круглого амфитеатра, вас будут видеть со всех сторон?

photo
-- Это задача балетмейстера: поставить спектакль так, чтобы его можно было смотреть с любой точки.

-- И публика там очень искушенная...

-- Это правда, там сложный зритель и строгая пресса. Но могу сказать, что в Лондоне я танцевала в составе трупп Мариинского и Большого, приезжала с сольным концертом, и ко мне отнеслись очень тепло, была очень хорошая пресса.

-- Свою первую золотую медаль вы получили в Киеве на Международном конкурсе им.Лифаря. Можете ли вы сейчас сказать, что эта победа сыграла в вашей судьбе какую-то роль?

-- Да, конечно, это был первый в моей жизни конкурс, который еще раз показал мне, что балерина должна быть сильной личностью. Ей необходимы трудности и испытания, чтобы уметь выстоять в любой ситуации. Это была борьба. После того конкурса я уже не участвовала в других, потому что поняла, что в балете не может быть ни первых, ни вторых: это -- не спорт. Чем больше будет великолепных и талантливых балерин, тем больше будет выбор у зрителя, и ему решать, кому отдать предпочтение.

Конкурс был, конечно, важен для меня. Мое первое появление на сцене оперного театра в Киеве стало первой творческой встречей с Украиной. Мои родители, бабушки и дедушки родились в Украине, и я считаю себя отчасти украинкой, здесь живут многие мои родственники. Киевский зритель оказался теплым и сердечным. Я танцевала на этой сцене с украинскими партнерами -- Игорем Мамоновым, Артемом Дацишиным, потом мы были с ними в гастрольных поездках по России, в Австрии, Германии и Японии. Несмотря ни на какие политические перипетии, именно искусство делает наши страны ближе друг другу.

-- Анастасия, чего вы ждете от жизни в преддверии нового тысячелетия?

-- Новых постановок, новой работы, много спектаклей. Хотела бы сохранить свою работоспособность и выносливость, которые достались мне от папы и мамы. Конечно, жду интересных встреч -- с добрыми друзьями, интересными балетмейстерами, новыми театрами, сценами.