1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№522 04.02.2000

СОРОК ПЯТАЯ ВЕСНА "ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЫ"

У каждого фильма, как и у человека, свой день рождения и своя судьба. Место рождения "Весны на Заречной улице" -- Запорожье, место прописки -- Одесская киностудия, ну а судьба -- счастливая и долгая. В следующем году фильму "стукнет" 45.

С "Весной" связано много памятного и у его создателей, и у его "земляков" -- можно уже даже писать целое "послесловие". Замечательная песня из фильма стала настоящим гимном завода "Запорожсталь". Здесь же до сих пор работает прототип главного героя -- Григорий Михайлович Пометун. В музее завода есть специальный стенд -- "На съемках фильма "Весна на Заречной улице". А лестницу, на которой сталевар Саша Савченко признавался в любви своей учительнице, называют "лестницей любви". Когда Рыбников в 1979 году встречался с коллективом "Запорожстали", ему подарили каску сталевара. Александр попросил тогда свою жену, известную киноактрису Аллу Ларионову: "Когда я буду умирать -- она должна быть со мной".

-- Первый фильм -- это всегда очень важно, -- вспоминает о "Весне" режиссер Марлен Хуциев. "Весна на Заречной улице" -- это, пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко. Собралась очень дружная группа. Сценарий принадлежал Феликсу Миронеру, с которым мы жили в одной комнате в общежитии ВГИК и вместе много писали. Снимали операторы Петр Тодоровский и Радомир Василевский, -- очень молодые, отчаянные, увлеченные. А время было замечательное -- все было как-то легко. Съемки проходили в Запорожье, жили мы в маленькой гостинице на одном этаже -- шутили, разыгрывали друг друга. Я даже помню наш первый день: специально, для удачи, снимали кадр, когда выпившие ребята гуляют с гитарой по улице и разбивают бутылку шампанского.

Петр Тодоровский, оператор фильма, рассказал, как "искали натуру".

-- Мы объехали вдоль Днепра все города и веси, но окончательно нас "очаровали" трубы "Запорожстали", ее бесконечные корпуса над Днепром. К тому же в Запорожье было замечательные продукты. Мы даже сочинили такое четверостишие:
Запорожье -- город электрический,
Запорожье -- центр металлургический.
Магазины там универсальные,
И питанье просто колоссальное.

Мартеновский цех завода просто потрясающий. Когда начиналась плавка, мы бросали съемки и с восторгом смотрели, как льется и разбрызгивается сталь. Но как осветить эту махину? Это же зима, солнца нет, а у нас было то ли 500, то ли 600 киловатт. Для такого цеха -- это просто ничто. И мы нашли выход: десять мартеновских печей -- десять сталеваров возле них. Мы сказали: "Знаете, ребята, нам не хватает света. Если вы не поможете, мы снимем брак. Откройте заслонки, и тогда от клокочущей стали ударит сноп света". Они согласились, хотя по технологии это запрещено. Но они совершенно не представляли себе, что такое кино -- ведь тут не один дубль. А еще надо знать скрупулезность Марлена Хуциева. Мы сняли дубль первый, а Хуциев кричит: "Еще!" Они в панике: "Нельзя нам, нельзя" -- и мат. Но заслонки не закрыли. Потрясающие ребята!

АЛЛА ЛАРИОНОВА, вдова Николая Рыбникова:

-- Когда снимался этот фильм, мы еще не были женаты, но до того закончили один вгиковский курс. Когда "Весна" вышла на экраны, я снималась в Минске в "Полесской легенде". Вдруг мне говорят: "Слушай, наш Коля Рыбников -- в главной роли". И я пошла смотреть картину. Была поражена -- до того у Николая были какие-то эпизоды, не всегда удачные. Я понимала, что эта роль -- абсолютное попадание в "яблочко".

МАРЛЕН ХУЦИЕВ:

-- Колю Рыбникова в роли Саши Савченко утвердили не сразу, потому что у него была неудачная проба. Кинематографическое начальство настаивало на приглашении другого актера, более высокого и плечистого. Я возмутился и настоял на второй пробе. Мы сняли "сцену признания в классе", и в материале я увидел такой взгляд Коли, в нем было нечто такое глубокое, что я вскрикнул: "Слава Богу, идет". И пошло.

ГРИГОРИЙ ПОМЕТУН, Герой Социалистического Труда:

-- Мы были тогда молоды: мне было 23, а Коле Рыбникову -- 24. Он -- актер, я -- сталевар. И мы друг другу симпатизировали. И сколько бы мы потом с ним не встречались, обязательно возвращались к какому-нибудь эпизоду съемок. Он мне спустя годы говорил: "Я тогда цехом прошелся, присмотрелся и остановился возле тебя -- какое-то было между нами сходство". А я ему: "Ты тогда еще стройный был, а я уже от лопаты согнутый". -- "Нет, это не так важно. Что-то общее было в лице, в манере, поэтому мы на тебе и остановились". Помню, у Николая не получался момент, когда надо входить в мартеновский цех. Режиссер ему кричит: "Коля, ну посмотри, как Гриша это делает!" Шумел, кричал на него... Николай очень старался, но этот эпизод так и не вошел в фильм. Другой помню случай. "Коля, вспотей, смотри, у Гриши как пот льется". Рыбников подойдет к печи, постоит, помучается, но пот не течет. Режиссер терпел, терпел, потом взял ведро с водой, да и вылил на него...

АЛЛА ЛАРИОНОВА:

-- Коля много всяких интересных историй рассказывал о съемках фильма. Особенно запомнилась следующая. Когда они приехали снимать, им для съемок выдали чистую заводскую спецодежду. И тогда Коля подошел к рабочим цеха и предложил: "Ребята, давайте поменяемся -- мы вам новую одежду, а вы нам -- старую". А те потом говорили: "Приехали артисты и меняют старое на новое". Так что сам Коля одел настоящую, пропахшую рабочим потом, горечью и пылью, спецовку.

А еще Коля очень любил песню из этого фильма и вспоминал, как к ним на съемки, уже на Одесскую киностудию, приехал автор ее текста Алеша Фатьянов, чудный, талантливый поэт.Он был расстроен: "Все в песне есть -- и любовь, и дружба, а вот профессии нет". Ведь время-то было советское, на первом месте должен быть образ рабочего человека. Долго он мучился, не мог найти нужные слова. И однажды ночью, когда Коля уже лег спать, он вдруг прибегает радостный: "Все, нашел!" И читает знаменитые строки: "Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня"...