1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№522 04.02.2000

ШПОРНЫЙ ВОПРОС

Правило первое: готовь необычную "шпору"

Если уж готовить, то не обычную шпаргалку, с рядами унылых формул и цитатами классиков, а схему шпаргалки. Главное, уйти от деталей -- если вы выстроите "дерево" ответа, то листочки фактов, цифр "прорастут" сами собой! А обычно ведь поступают прямо противоположным образом: пишут даты, формулы и тому подобную мелочь. Схема должна быть следующей. Пишешь какое-то слово, термин -- и в голове возникают цифры, даты, формулы или другие сведения, соответствующие данному кодовому слову. Но эту мелочь записывать не нужно! На экзамене она и так всплывает, если при подготовке к экзамену попала в память... Конечно, легче всего купить или взять готовую шпаргалку у товарища. Но этот вариант является и наиболее рискованным: шпаргалка может быть изъята, может не содержать ответа на попавшийся вопрос. И тогда ваша чистая от науки голова останется один на один с экзаменатором...
Галина КОВАЛЕНКО "Сегодня"

Правило второе: не забудь преподавателю цветы

Александра Сергеевна, преподаватель литературы одного из столичных вузов, пожелавшая остаться инкогнито (почему-то ни один педагог не хочет говорить о списывании открыто, наверное, чтобы создать видимость серьезного обучения):

"Чужим" детям всегда даю списывать, потому что среди преподавателей существует такая негласная традиция: не свой поток, не свою группу "резать" нельзя. Делается это для того, чтобы элементарно не уронить авторитет коллеги, которая с этими студентами работала. Со "своими" детьми сложнее: если я вижу, что отличник или хорошист, с которым я проработала два года, списывает, то забирать у него шпаргалку я никогда не буду. Ведь если он потом начнет "бэкать-мэкать", то это просто будет плевок мне в лицо: чему, спрашивается, я его два года учила? Ну, а поскольку отличнику позволять списывать, а троечнику в этом отказывать просто не честно, то "катают" у меня все. Вообще-то у всех учебных заведениях бытует такая практика: "умных" детей всегда "тянут", а те, кто не "умные", обычно "искренне" дарят цветы, так что им тоже неудобно поставить плохую оценку.
Выпытывал у преподавателя Никита ЧИЖОВ
для "Сегодня"

А психологи против

С чисто психологической точки зрения шпаргалки не эффективны. Хотя, на первый взгляд, при их подготовке, студент вроде бы повторяет и систематизирует. В психологии есть такое понятие -- "феномен законченного действия". Любое умственное действие, доведенное до логического конца, из памяти "сбрасывается". Еще Мишель Монтень, французский философ XVI века, в своих "Опытах" отметил этот феномен: те, кто записывает что-то, чтобы лучше запомнить, становятся на удивление забывчивыми людьми. И наоборот: образно говоря, энергетика любого незаконченного конструктивного мыслительного действия остается активной и "бродит" где-то там в безднах нашей памяти, в нужный момент готовая продолжить работу и выплеснуть вовсе ненужную информацию. Посему, написание шпаргалки -- это и есть тот самый "феномен законченного действия". Напишите ее -- и все забудете.
Галина КОВАЛЕНКО "Сегодня"