1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№523 05.02.2000

ИДЕМ В МУЗЕЙ!

Неужели к нему тропа наша зарастает? На эту мысль навело невольно подслушанное признание: "В последний раз в музее был... со школьной экскурсией". Взглянул невзначай на говорившего -- дяде уж за сорок. Вспомнилось, как я назначал свидание своей будущей жене, представьте себе, в музее. И решив, что пора освежить наши впечатления, предложил ей в ближайшие выходные отправиться в культпоход. Присоединяйтесь!

Хоть живой киноклассик утверждает, что "у природы нет плохой погоды", действительно, зачем грязь месить, когда можно посмотреть любимые полотна, найти пищу для раздумий. А к этому музейная обстановка всегда располагает. Иные воспринимают музей как некую "изотеку", где сюжеты, взятые из жизни, литературы или мифологии, изложены не словами, а, допустим, красками, в бронзе или в камне. Это большое заблуждение, поскольку не сюжет главное в искусстве. Перед вами огромный мир трагического и комического, мир красок, линий и объемов, света и тени, страстей и мысли. Все это особым образом воздействует на ваш разум, обостряет ваше мироощущение, неуловимо создает какое-то особое настроение. То есть безучастными, равнодушными оставить вас все увиденное не может. Напротив, вы ощущаете некий душевный подъем. Вы себя уважаете!

Когда человека переполняют подобные чувства, ему нужно выговориться, поделиться сокровенным. С симпатией всегда наблюдал за отцами, которые приводят своих детей в картинные галереи. Чуть наклонившись к сыну или дочери, они тихонько что-то там рассказывают, объясняют, на что-то обращают внимание маленького слушателя. Смотрю, что-то сопоставляют, что-то разбирают. Вот вернулись к картине, которую рассматривали несколько минут назад, а вот их взор опять обращен к полотну, от которого только что отошли...

На глазах зарождается, развивается и крепнет духовная близость взрослого и подростка, происходит диалог душ, который не передать словами. Не сомневаюсь, что эти близость, взаимопонимание благодарно отзовутся и при других жизненных обстоятельствах.

Глухота к музыке, живописи, поэзии сродни болезни, с которой мириться нельзя, ее нужно изгонять всеми силами. Над совершенствованием людей силой искусства задумывались издавна. Известно высказывание русского писателя Всеволода Гаршина о зрительской проблеме: "Это хорошо, то плохо, говорим мы в полном убеждении, что наше отношение к художникам заключает в себе главным образом оценку их достоинств, и, заметьте, преимущественно технических. Мы не можем понять, что нашего мнения в технических вопросах никто не спрашивает, что художник сам всегда знает, что у него в технике слабо, что хорошо. Он не просит у нас отметки за рисунок, письмо, колорит, перспективу... То, что я скажу, конечно азбучная истина. Художник, по сравнению с толпой, есть человек, который лучше видит и может передать другим то, что он видит... Художник увидел, понял, поставил перед глазами -- и видят все, до сих пор слепые..."

Что ж поделаешь -- азбука искусства дается людям куда труднее и медленнее, чем алфавит родного языка. Но сие не значит, что раз трудно, то пусть этим займутся другие. "Душа обязана трудиться".

Вы можете сказать: да, это замечательно, но сумею ли я быть таким наставником, ведь я, например, в живописи, прямо скажем... Да при чем тут живопись! Наверняка вы знаете и умеете что-то другое, в чем вы для сына, дочери неповторимы и неподражаемы. Это и должно стать мостиком вашей любви и дружбы.

P.S. А на счет тропы... Спешу успокоить: народ музеи не забыл, многие взрослые идут за руку с детьми.