1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№524 08.02.2000

И СТАНЦИИ МЕТРО, И ВАГОНЫ ПРОСЯТ У СТРАНЫ МИЛЛИОНЫ

Зашедшие в вагон Токийского метрополитена украинские туристы оторопели от увиденного: японские студенты сидели на полу, пили пиво и что-то весело обсуждали. Пол в вагоне, кстати, был устлан мягким ковровым покрытием, из динамиков доносилась приятная негромкая мелодия. Вот бы и нам в Киев такое метро -- с идеальной чистотой, музыкой, свободными местами и отсутствием попрошаек.

ЧТО ЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ?

Сервису в Киевском метрополитене далековато до японского, но нам есть чем гордиться -- Киев входит в десятку европейских стран по протяженности линий метрополитена. За 50 лет в столице построено три линии (более 57 км), сорок станций (включая "Дорогожичи", которая будет открыта в марте).

В ближайшие пять лет согласно Генплану развития города столичная "подземка" разрастется до 67,7 километров, в более отдаленной перспективе -- до 100 км. В прошлом году Киевским метрополитеном было перевезено 479,1 млн. пассажиров, что составляет 32,9% от общегородских перевозок. К 2010 году эта цифра возрастет до 600 млн. человек, если не подведут проектные и строительные организации, а городская казна отыщет необходимые финансы (не меньше 150 млн. грн. ежегодно). В городе появятся минимум десять новых станций метро.

За последние 10 лет количество наземного пассажирского транспорта в Киеве уменьшилось практически в два раза -- основные нагрузки выдерживает метрополитен. Но и его мощностей для большого города недостаточно. Даже прибытие поездов с интервалом в три минуты не обеспечивает нормальную перевозку пассажиров. Чтобы решить проблему доставки киевлян на работу и домой, требуется всего ничего -- увеличить количество вагонов. Но с момента пуска станции "Лукьяновская" новых вагонов метрополитеновцы не покупали. Зато пять собрали и "запустили" на своей ремонтной базе, еще три сейчас проходят испытания. Одним словом, с поездами -- кризис. Так же обстоят дела и с эскалаторами (ремонтируют их каждые 8--9 лет). Давно пора наладить выпуск отечественных -- зарубежные стоят слишком дорого (например, эскалаторы российского производства, закупленные для "Дорогожичей", обошлись в 60% стоимости самой станции -- $12 млн.). Кстати, уже к концу этого года ОАО "Большевик" выпустит экспериментальный образец первого отечественного эскалатора длиной шесть метров. Серийное производство эскалаторов планируется наладить в 2002 году.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ".
Планы у метростроевцев грандиозные, и хотя гарантировать их выполнение на 100% сегодня никто не берется (загвоздка, понятное дело, в финансах), мы решили все же познакомить с ними читателей.

Святошинско--Броварская линия: В 2001 году на станции "Дарница" появится дополнительный выход из метро. В 2002 году будет сдан в эксплуатацию участок от станции метро "Святошино" до станций "Проспект Победы" и "Проспект Палладина". Дойдет "подземка" и до станции "Новобеличи" при условии обустройства пересадочного узла с метрополитена на пригородные электропоезда. В 2003 году планируется сделать второй выход из станции "Вокзальная".

Куреневско--Красноармейская линия: В 2007 году планируется сдать первый участок метро протяженностью 3,5 км от "Лыбидской" до новых станций -- "Московская площадь", "Голосеевская площадь", "Васильковская". Следующий участок от "Васильковской" до станции "Улица Трутенко" будет проложен приблизительно в 2008 году.

Сырецко--Печерская линия: "Дорогожичи" (2,85 км от станции "Лукьяновская") откроют в марте этого года. Участок от станции "Дорогожичи" до станции "Сырецкая" -- в 2005 году. От "Сырецкой" к станциям "Мостицкая" и "Виноградарь" поезда пойдут в 2009 году. Станцию "Львовская брама" сдадут в 2004 году.


МЕТРО НА ТРОЕЩИНЕ ПОКА НЕ БУДЕТ

Чтобы начать строительство четвертой, Подольско--Вигуровской линии метрополитена, специалистам необходимо в ближайшее время определиться с прохождением этой трассы в районе Подола и мостовым переходом через Днепр на Левый берег.

На Богом забытую Троещину, где сегодня проживает 300 тысяч киевлян, до сих пор не протянута "ветка" метро. Героическая "Петровка" просто "захлебывается" в огромном потоке пассажиров. Проект этой линии метро был готов еще 20 лет назад, существуют даже несколько новых вариантов. Но протянуть 12-километровую эстакаду через Днепр, Труханов остров, Воскресенские сады -- слишком дорогое удовольствие, только на один мост надо 2,5 млрд. грн. Есть предложение вернуться к первому варианту этого строительства -- через улицы Верхний Вал и Нижний Вал, поскольку иные варианты, в обход исторической части Подола, увеличивают стоимость строительства примерно на 250 млн. грн. Естественно, такими деньгами столичная казна пока не располагает, поэтому в ближайшие десять лет, как это ни прискорбно, метро на Троещине не появится.

ИЗ "ПОДЗЕМКИ" -- В ЭЛЕКТРИЧКУ

Проблемы нехваткой вагонов не ограничиваются. Большинство станций метрополитена требуют косметического ремонта (который не проводился уже 20--30 лет). Затягивается строительством электродепо "Бортничи". Эта проблема остается нерешенной уже десять лет. Линия метрополитена в 16 километров работает без депо. Ремонтируют поезда в подземелье, где размещены пункты технического обслуживания. К пуску "Дорогожичей" необходимо открыть еще один технический пункт за станцией "Харьковская". И снова -- нет денег...

Недавно в АО "Киевпроект" приступили к разработке программы использования для перевозки пассажиров и внутригородской железной дороги, протяженность которой равна протяженности метрополитена -- приблизительно 50 километров. Предлагается на каждом узле пересечения метрополитена и железной дороги оборудовать пересадочные пункты, что разгрузит город (особенно станцию "Вокзальная") от огромного пассажиропотока и скопления автотранспорта. При этом интенсивность движения пригородных электропоездов должна резко возрасти.

Каждый пересадочный узел метрополитена, железной дороги, электротранспорта, автотранспорта должен работать как кольцевая система. На станции "Выдубичи", кстати, такой узел уже построен (с пересадкой на железнодорожную платформу "Ботаническая"), но пока не эксплуатируется. Программа стоит немалых денег, но если они найдутся, Киев превратится в чистый город, а живущим в пригороде станет удобнее добираться на работу.

ЕСЛИ ЗАВТРА СКАЖУТ: ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН

В прошлом году убытки столичного метрополитена составили 17,5 млн. гривен. Поэтому и появились в начале года слухи о повышении "таксы" на проезд в метро. Стоимость жетонов не изменилась с 1 октября 1996 года, хотя за этот период в 3--4 раза возросли тарифы на электроэнергию, воду, обслуживание вагонов.

-- Если появится распоряжение о повышении тарифов на проезд в метро -- в тот же день мы объявим об этом киевлянам. Цена может увеличиться до 50 копеек, -- разъясняет Николай Балацкий, начальник Киевского метрополитена. -- Не стоит сейчас запасаться старыми жетонами, новые все равно будут отличаться от них. Кстати, во время последнего обмена в 1996 году за день до введения новых жетонов киевляне скупили 5 млн. старых -- потом их меняли. Так же будет и в случае возможного предстоящего повышения -- пять старых можно будет обменять на три новых жетона. Месячные проездные (купленные заранее) будут действительны, а их стоимость увеличится всего на 10 копеек (из расчета на одну поездку). В ближайшее время повышение тарифов на проезд в метро не предвидится.